09 октября 2023 г. |
Дело N А66-1921/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тверской государственный университет" Баранова И.В. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А66-1921/2023,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тверской государственный университет", адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Желябова, д. 33, ОГРН 1026900577109, ИНН 6905000791 (далее - учреждение, университет), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ Росимущества), об обязании ТУ Росимущества в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу прекратить право оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования университета путем изъятия неиспользуемого имущества и принять в состав казны Российской Федерации следующие объекты недвижимого имущества: здание учебной базы общей площадью 1 022,5 кв. м с кадастровым номером 69:10:0340101:204, расположенное по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Тургиновское с.п., дер. Ферязкино, д. 19; здание бани общей площадью 26,4 кв. м с кадастровым номером 69:10:0340101:180, расположенное по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Тургиновское с.п., дер. Ферязкино, д. 19; земельный участок общей площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 69:10:0340101:13, расположенный но адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Тургиновское с.п., дер. Ферязкино (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 16.05.2023 ТУ Росимущества обязано в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в состав казны Российской Федерации указанные здания учебной базы и бани и земельный участок. Постановлением апелляционного суда от 03.08.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на статьи 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), полагает, что изъятие излишнего неиспользуемого имущества является правом, а не обязанностью собственника, исходя из системного толкования названных норм, публичного характера и цели создания учреждения, а также разрешительного характера распоряжения имуществом, закрепленным за учреждением, любое распоряжение имуществом, в том числе его перераспределение (изъятие) осуществляется по усмотрению собственника, ТУ Росимущества вправе самостоятельно изъять закрепленное на праве оперативного управления имущество только с одновременным закреплением данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями. Податель жалобы ссылается на пункты 4.1.9, 4.2, 4.2.15 Положения о территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, утверждённое приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", и указывает на то, что изъятие имущества без одновременного закрепления за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями осуществляется по поручению Агентства, поручение в данный момент отсутствует, в связи с чем у ответчика отсутствуют полномочия на изъятие имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке. В судебном заседании кассационной инстанции представитель университета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. ТУ Росимущества о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее. Собственником здания учебной базы площадью 1 022,5 кв. м с кадастровым номером 69:10:0340101:204, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Тургиновское с.п., дер. Ферязкино, д. 19, здания бани площадью 26,4 кв. м с кадастровым номером 69:10:0340101:180, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Тургиновское с.п., дер. Ферязкино, д. 19, земельного участка общей площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 69:10:0340101:13, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Тургиновское с.п., дер. Ферязкино, является Российская Федерация.
Указанные здания принадлежат учреждению на праве оперативного управления, а земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно справке бухгалтерии университета, расходы, связанные с содержанием недвижимого имущества, в 2022 составили 409 853 руб. 16 коп. С учётом того, что названное имущество не используется в уставной деятельности университета, в рамках оптимизации использования недвижимого имущества, а также в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств университетом принято решение об отказе от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования в отношении данного имущества.
Университет 10.11.2020 обратился в Министерство науки и высшего образования с запросом о получении согласия на отказ от вещных прав на имущество. Письмом от 01.06.2021 N МН-21/2136 министерство дало согласие на отказ от вещных прав университета на указанное имущество.
Ссылаясь на то, что названное имущество не используется в уставной деятельности университета в связи с большой удаленностью от города Твери (более 50 км) и отсутствием возможности в использовании его по назначению, учреждение обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 28.06.2021 N 59-01-670 о рассмотрении вопроса об отказе от вещных прав на недвижимое имущество, а также о совершении сделки по отказу от указанных прав. В ответ письмом от 06.08.2021 N 69-ЛА-03/3796 ТУ Россимущества указало на то, что ведет работу по подбору пользователей на указанное имущество.
Письмом от 28.09.2022 университет вновь обратился в ТУ Россимущества за актуальной информацией по вопросу отказа от вещных прав на имущество. Письмом от 30.09.2022 N 69-КН-02/4773-р ТУ Росимущества сообщило университету, что продолжает вести работу по подбору пользователей на указанное имущество.
Посчитав неправомерным уклонение ТУ Росимущества от приемки спорного имущества в казну Российской Федерации, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования учреждения обоснованными и обязали ТУ Росимущества в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в состав казны Российской Федерации указанные объекты недвижимого имущества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право оперативного управления имуществом относятся к вещным правам наряду с правом собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 названной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено этим Кодексом, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Статьей 235 ГК РФ в качестве одного из оснований прекращения права собственности предусмотрен отказ собственника от права собственности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые определены статьей 53 данного Кодекса.
Таким образом, отказ учреждения от права оперативного управления на имущество и землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрен законом в качестве основания прекращения права. С учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, пункта 1 статьи 45 ЗК РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и от земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из пунктов 4.1.9, 4.1.19 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, действующего в период спорных правоотношений, следует, что Управление Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории Тверской области, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорного имущества с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о том, что в данном случае бездействие ТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну Российской Федерации имущества, не используемого университетом, является неправомерным.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы судов о наличии у истца права на отказ от вещных прав в отношении закрепленного за ним имущества, что влечет для собственника соответствующие правовые последствия в виде принятия этого имущества в казну независимо от того, каким образом собственник намерен распорядиться этим имуществом в дальнейшем.
Ссылка ТУ Росимущества на отсутствие у него полномочий по решению данного вопроса обоснованно отклонена судами по результатам тщательного исследования нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение Росимущества и его территориальных подразделений. Напротив, бездействие ТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну Российской Федерации имущества, не используемого истцом, противоречит основным целям деятельности территориального подразделения федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом, которая должна быть направлена на рациональное и эффективное использование федерального имущества.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А66-1921/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2023 г. N Ф07-14935/23 по делу N А66-1921/2023