13 октября 2023 г. |
Дело N А26-6784/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 09.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2023 по делу N А26-6784/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, в котором просила обязать товарищество собственников недвижимости "Центр", адрес: 185035, г. Петрозаводск, пр. Свердлова, д. 23, кв. 52, ОГРН 1201000002081, ИНН 1001347046 (далее - Товарищество), в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда оборудовать в соответствии с требованиями действующего законодательства площадку по накоплению твердых коммунальных (далее - ТКО), крупногабаритных отходов (далее - КГО) для нужд собственников помещений многоквартирных жилых домов N 7 по ул. Кирова и N 23 по ул. Свердлова в г. Петрозаводске (далее - МКД), в случае неисполнения Обществом решения суда - взыскать с него 2000 руб. судебной неустойки за каждый день до дня фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карельский экологический оператор".
Решением суда первой инстанции от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2023, в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, являются необоснованными выводы о невозможности организации площадки по накоплению ТКО и КГО на земельном участке, относящемся к общему имуществу собственников помещений в МКД; фактически сложившийся порядок обращения со стороны собственников помещений МКД с ТКО и КГО не свидетельствует об исполнении Товариществом как управляющей организацией возложенной на него обязанности по организации площадки по накоплению ТКО и ГКО; контейнерная площадка, на которой собственники помещений в МКД фактически складируют ТКО и КГО, не является общим имуществом таких собственников, не обслуживается Товариществом как управляющей организацией.
Определением суда кассационной инстанции от 18.09.2023 судебное разбирательство в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отложено на 09.10.2023.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.2023 произведена замена судьи Савицкой И.Г. на судью Алешкевича О.А. ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 18 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрация направила в адрес Товарищества, являющегося управляющей организацией в отношении МКД, письмо от 24.05.2022 с просьбой об организации места для сбора и накопления ТКО и КГО в границах земельных участков, сформированных для эксплуатации МКД.
Поскольку Товарищество не организовало место (площадку) по накоплению ТКО и КГО для нужд собственников помещений в МКД, Администрация обратилась в суд с иском об обязании Товарищество оборудовать такую площадку.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Лицензионные требования предусматривают оказание услуг по управлению многоквартирным домом в том числе с соблюдением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 которых в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"), безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"), соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Из системного толкования названных норм права следует, что организация мест (площадок) по накоплению ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома; на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО и КГО для нужд собственников помещений дома, управление которым осуществляет такая организация.
Вопреки выводу судов, полномочие, предоставленное частью 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ органам местного самоуправления городских поселений, не свидетельствует о возложении исключительно на них и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования ТКО соответствующей обязанности.
Как указано в пункте 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Одним из случаев, когда такая обязанность возлагается на иных лиц, является исполнение обязанностей, связанных с содержанием общего имущества многоквартирного жилого дома.
Именно управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание общего имущества многоквартирных домов, обязана обеспечить возможность накопления ТКО на обустроенной площадке.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО для нужд МКД в рассматриваемом деле в силу приведенных норм действующего законодательства возложена на Товарищество как на управляющую организацию.
Ссылка судов на использование собственниками помещений в МКД контейнерной площадки, установленной в границах земельного участка Петрозаводского коммунального колледжа им. К.Э. Раутио, не является обоснованной и сделана без учета доводов Администрации.
Доводы Администрации и Товарищества, заявленные в настоящем деле, свидетельствуют о наличии между ними разногласий по вопросу организации на земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на представленные Товариществом в материалы дела данные публичной кадастровой карты, фотоматериалы, акт осмотра от 27.01.2023 и заключение кадастрового инженера от 31.01.2023, указали на невозможность организации на нем площадки по накоплению ТКО ввиду нарушения этим требований пункта 4 СанПин 2.1.3684-21.
Между тем согласно пункту 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
В материалах дела отсутствуют заключения компетентных органов по вопросу соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на случай организации площадки по накоплению ТКО на земельном участке МКД.
Кроме того, вне зависимости от возможности или невозможности организации на земельном участке МКД такой площадки с учетом подлежащих применению норм материального права на Товарищество как на управляющую организацию возложена обязанность по ее организации. В случае невозможности организовать площадку на земельном участке МКД управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке на основании гражданско-правового договора.
Поскольку суды, вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ, не установили и не исследовали в полном объеме обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по настоящему спору, не дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, а выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, решение от 08.02.2023 и постановление от 19.05.2023 в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дать надлежащую оценку всем доводам сторон, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2023 по делу N А26-6784/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
...
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на представленные Товариществом в материалы дела данные публичной кадастровой карты, фотоматериалы, акт осмотра от 27.01.2023 и заключение кадастрового инженера от 31.01.2023, указали на невозможность организации на нем площадки по накоплению ТКО ввиду нарушения этим требований пункта 4 СанПин 2.1.3684-21.
Между тем согласно пункту 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2023 г. N Ф07-12652/23 по делу N А26-6784/2022