16 октября 2023 г. |
Дело N А56-127036/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Елагиной О.К.,
рассмотрев 16.10.2023 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А56-127036/2022,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 191023, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Центр долевого строительства", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 8, литера А, помещение 1-Н, офис 715, ОГРН 5067847114990, ИНН 7813350854 (далее - Кооператив), о взыскании 31 888 руб. 35 коп. долга по уплате взносов на капитальный ремонт, 2000 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением, вынесенным в виде резолютивной части от 16.02.2023, удовлетворил исковые требования частично, взыскав с ответчика в пользу истца 18 107 руб. 90 коп. долга, 1136 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2023.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 решение суда от 21.03.2023 изменено, резолютивная часть решения суда дополнена абзацем об удовлетворении ходатайства Фонда о зачете государственной пошлины и о возврате Фонду из федерального бюджета 1000 руб. по иску. Кроме того, с Кооператива в пользу Фонда взыскано 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Оспаривая законность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 отменить.
Податель кассационной жалобы считает, что срок исковой давности должен быть применен к требованиям за период с 01.11.2014 по 30.06.2019; судом неверно определен размер задолженности. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству, о чем уведомлены, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и с учетом разъяснений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, единолично, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле и без осуществления протоколирования.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и видно из материалов дела, Фонд как региональный оператор на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 765 "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" осуществляет функции регионального оператора, направленные на аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 12, корпус 1, литер А.
В соответствии с пунктом 191 распоряжения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 01.10.2014 N 2286 фонд капитального ремонта данного МКД формируется на счете регионального оператора - Фонда.
Кооперативу на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира 180) площадью 57,5 кв.м, расположенное на двадцатом этаже указанного МКД.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте от 08.08.2022 N 99/2022/486031246, право собственности Кооператива на спорное помещение зарегистрировано 13.10.2017.
В связи с тем, что у ответчика имеется задолженность в размере 31 888 руб. 35 коп. по взносам на капитальный ремонт за период с 01.11.2014 по 31.07.2022, истец 06.09.2022 направил в его адрес претензию и иск одновременно.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения спора ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности за период с 01.11.2014 по 01.11.2019 включительно.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований Фонда в части, применив к требованиям за период с 01.11.2014 по 01.11.2019 срок исковой давности.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Предметом иска является требование о взыскании с ответчика задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме, с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" региональная программа капитального ремонта общего имущества разрабатывается и утверждается Правительством Санкт-Петербурга.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
Закон Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" регулирует отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
На основании части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге в 2014 - 2022 годах установлены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 N 49, от 22.12.2014 N 1205, от 26.11.2015 N 1081, от 31.10.2016 N 952, от 12.12.2017 N 1007, от 23.10.2018 N 824, от 20.12.2019 N 939, от 22.12.2020 N 1141, от 23.12.2021 N 1055 соответственно.
Судами установлено, что фонд капитального ремонта спорного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта общего имущества, формируется на счете регионального оператора - Фонда.
Жилое помещение ответчика общей площадью 57, 5 кв.м, с 13.10.2017 находится в собственности Кооператива, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости 08.08.2022 N 99/2022/486031246.
Следовательно, Кооператив обязан ежемесячно вносить на счет Фонда взносы на капитальный ремонт общего имущества в размере, установленном названными выше постановлениями Правительства Санкт-Петербурга.
Поскольку обязанность ежемесячно вносить на счет Фонда, взносы на капитальный ремонт общего имущества ответчиком не исполнена, у последнего возникла задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Из материалов дела следует, что ответчик в суде первой инстанции заявил ходатайство о применении срока исковой давности с 01.11.2014 по 01.11.2019.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по плате за жилое (нежилое) помещение и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу в сроки, предусмотренные частью 1 статьи 155 ЖК РФ.
Суды учли положения пункта 3 статьи 202 ГК РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 (далее - Постановление N 43), согласно которым срок исковой давности приостанавливается в случае соблюдения обязательного претензионного урегулирования спора.
Суды, принимая во внимание исчисление срока исковой давности, учли соблюдение претензионного порядка разрешения спора, установили, что Фонд обратился в суд в рамках настоящего дела 15.12.2022, признали обоснованным право на удовлетворения иска о взыскании 18 107 руб. 90 коп. долга, исчисленного за период с 01.12.2019 по 31.07.2022.
Довод о том, что исковая давность приостанавливалось до 29.01.2021, следовательно, срок исковой давности должен быть применен по 30.06.2019, судом округа отклоняется в силу следующего.
В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности (статья 205 ГК РФ).
При этом судом правильно учтено, что в пункте 12 Постановления N 43 разъяснено, что по смыслу статьи 205 ГК РФ, а также пункта 3 статьи 23 ГК РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В данном случае Фонд не заявлял в судебных инстанциях ходатайство о восстановлении срока исковой давности.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А56-127036/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - без удовлетворения.
Судья |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.