19 октября 2023 г. |
Дело N А56-116121/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Статкевича В.О. (доверенность от 01.01.2023 N 60/2023),
рассмотрев 18.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по делу N А56-116121/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Ладожская ул., д. 3 А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - Общество, АО "ЛОЭСК"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 28.10.2022 по делу N 047/04/9.21-2965/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023, оспариваемое постановление изменено в части санкции, размер штрафа снижен до 300 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание доводы Общества об отсутствии в его действиях события административного правонарушения и наличии допущенных Управлением нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило заявление общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "Альфа-Микротех" (далее - ООО НПО "Альфа-Микротех") (входящий от 05.08.2022 N 264-ЭП/22) на действия (бездействие) АО "ЛОЭСК" (сетевой организации), содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в связи с чем определением УФАС от 05.10.2022 возбуждено дело N 047/04/9.21-2965/2022 по признакам совершения сетевой организации административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что 27.06.2022 ООО НПО "Альфа-Микротех" поданы заявки N N 42511, 42512, 42513, 42514, 42516, 42518, 42519, 42520 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям АО "ЛОЭСК" энергопринимающих устройств объектов (производственных зданий), расположенных по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Пудостьское с.п., промышленная зона Корпиково, земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0257002:649, 47:23:0257002:650, 47:23:0257002:651, 47:23:0257002:652, 47:23:0257002:653, 47:23:0257002:654, 47:23:0257002:655, 47:23:0257002:656, 47:23:0257002:657, с максимальной мощностью 150 кВт по третьей категории надежности каждый.
АО "ЛОЭСК" 30.06.2022 направило в адрес ООО НПО "Альфа-Микротех" письма о приостановлении рассмотрения заявок на технологическое присоединение объектов к электрическим сетям, в которых указано на непредставление заявителем документов, подтверждающих указанные в пунктах 5 и 8 заявок сведения (о наименовании объекта, виде экономической деятельности заявителя), а также предложено представить документы в соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 10 Правил N 861.
В связи с истечением срока, установленного пунктом 15 Правил N 861, поданные заявителем заявки были аннулированы 01.08.2022, о чем ООО НПО "Альфа-Микротех" было уведомлено посредством сервиса личного кабинета на официальном сайте АО "ЛОЭСК".
Оценив указанные действия АО "ЛОЭСК", Управление пришло к выводу о том, что названным лицом не были в установленный срок исполнены мероприятия, указанные в пункте 105 Правил N 861, а именно в срок до 11.07.2022 не были размещены в личном кабинете условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет, технические условия, проект договора и инструкция.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 14.10.2022 N 047/04/9.21-2965/2022 об административном правонарушении, а постановлением УФАС от 28.10.2022 по делу N 047/04/9.21-2965/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "ЛОЭСК" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ суд счел возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 300 000 руб.
Апелляционный суд поддержал названные выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "ЛОЭСК" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 105 Правил N 861 сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами для соответствующей категории заявителей, счет, технические условия, проект договора, инструкцию.
Факт нарушения Обществом требований пункта 105 Правил N 861 в части срока размещения документов установлен судами на основании имеющихся в материалах дела доказательств. В частности суды указали, что Общество обязано было в срок до 11.07.2022 разместить в личном кабинете в соответствии с пунктом 105 Правил N 861 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет, технические условия, проект договора и инструкцию, вместе с тем указанная информация Обществом в установленный срок не размещена (заявки аннулированы 01.08.2022).
При этом суды признали противоречащими положениям пунктов 10 и 11 Правил N 861 требования АО "ЛОЭСК" о необходимости представления заявителем документов, подтверждающих указанные в пунктах 5 и 8 заявок сведения (о наименовании объекта, виде экономической деятельности заявителя). Суды установили, что к заявкам от 27.06.2022 N 42511, 42512, 42513, 42514, 42516, 42518, 42519, 42520 в соответствии с требованиями подпунктов "а", "г" пункта 10 Правил N 861 были приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, принадлежащие на праве собственности ООО НПО "Альфа-Микротех", на которых предполагалось новое строительство, а также планы расположения энергопринимающих устройств. АО "ЛОЭСК", в свою очередь, не представило пояснений относительно того, каким нормативным требованиям не соответствуют представленные заявителем планы расположения энергопринимающих устройств.
Общество приводило довод о злоупотреблении ООО НПО "Альфа-Микротех" своими правами. АО "ЛОЭСК" со ссылками на одновременную подачу заявителем восьми заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям на присоединение максимальной совокупной мощности в размере 1200 кВ в отношении восьми земельных участков незначительной площади указывало на искусственное, по его мнению, дробление единого земельного участка, в отношении которого уже осуществлено технологическое присоединение, с целью получения льготных условий на технологическое присоединение каждого из вновь созданных участков.
Суды оценили приводимый Обществом довод, признали его необоснованным и не подтвержденным документально.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины АО "ЛОЭСК" в совершении административного правонарушения исследован Управлением; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что совершенное правонарушение является повторным, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения АО "ЛОЭСК" к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Суд кассационной инстанции отмечает, что доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой у суда округа нет оснований не согласиться.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по делу N А56-116121/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины АО "ЛОЭСК" в совершении административного правонарушения исследован Управлением; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что совершенное правонарушение является повторным, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения АО "ЛОЭСК" к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2023 г. N Ф07-14387/23 по делу N А56-116121/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14387/2023
09.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10754/2023
02.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116121/2022