19 октября 2023 г. |
Дело N А56-86028/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание" представителя Дидура П.А. (доверенность от 04.07.2023 б/N ), от товарищества собственников жилья "Искровский 3-2" представителя Соболевой Т.М. (доверенность от 15.08.2022 б/N ), председателя Бондаревой О.А. (протокол общего собрания членов товарищества собственников жилья от 20.03.2022),
рассмотрев 17.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А56-86028/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Искровский 3-2", адрес: 193313, Санкт-Петербург, Искровский пр., д. 3, корп. 2, лит. Д, ОГРН 1227800038674, ИНН 7811773438 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу (далее - Отдел) Онькова Виктора Сергеевича, выразившегося в неснятии (неотмене) запрета на совершение Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция), действий по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга (далее - Реестр), направленных на исключение из Реестра и закрепление за иными управляющими компаниями многоквартирного жилого дома 3, корп. 2, лит. Д, по Искровскому пр. в Санкт-Петербурге (далее - Дом), обслуживание которого осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание", адрес: 193312, Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 49, лит. А, пом. 10-Н, офис 18, ОГРН 1157847230661, ИНН 7810366969 (далее - Общество), об обязании снять наложенные постановлением судебного пристава-исполнителя Онькова В.С. от 19.03.2021 ограничения на совершение Инспекцией действий по внесению изменений в Реестр.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление ФССП России по г. Санкт-Петербургу, адрес: 190121, Санкт-Петербург, Б. Морская ул., д. 59, лит. А, ОГРН 1047833068942, ИНН 7838027691 (далее - Управление), Отдел, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Б. Морская ул., д. 59, Общество, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Глав-лифт Сервис", адрес: 195248, Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 86, лит. Б, пом. 2Н, офис 1А, ОГРН 1167847496772, ИНН 7810637785 (прекратило деятельность 28.09.2022); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция.
Решением суда первой инстанции от 30.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2023, заявление Товарищества удовлетворено в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Онькова В.С., заключавшегося в неотмене обеспечительной меры по исполнительному производству N 13851/21/78022-ИП в виде запрета Инспекции совершать действия по внесению в Реестр изменений, направленных на исключение из Реестра и закрепление за иными управляющими компаниями Дома, обслуживание которого осуществляет Общество; суд первой инстанции обязал судебного пристава-исполнителя Онькова В.С. отменить принятую им обеспечительную меру в части названного запрета, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.12.2022 и постановление от 20.06.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Товарищества.
Как указывает податель кассационной жалобы, Товарищество с 01.04.2022 не осуществляет управление Домом, не является стороной исполнительного производства N 13851/21/78022-ИП; управление Домом на момент подачи кассационной жалобы осуществляет Общество; судебный пристав-исполнитель Оньков В.С. не вводил ограничения в отношении Товарищества, не нарушал его права; суды не учли, что единственным источником для Общества как управляющей компании денежных средств является плата за оказанные услуги по управлению многоквартирными жилыми домами (далее - МКД); суды не обосновали приоритет норм жилищного законодательства по сравнению с нормами законодательства об исполнительном производстве, не учли нарушение интересов взыскателя по исполнительному производству при отмене решения судебного пристава-исполнителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Товарищества возражали против ее удовлетворения.
Инспекция, судебный пристав-исполнитель Оньков В.С., Отдел, Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, вступившим в законную силу 19.01.2021 судебным приказом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2020 по делу N А56-109884/2020 с Общества в пользу ООО "Глав-лифт Сервис" взыскано 495 889 руб. 59 коп.
Постановлением от 09.03.2021 судебный пристав-исполнитель Отдела Корако Никита Николаевич на основании названного судебного приказа возбудил исполнительное производство N 13851/21/78022-ИП.
В рамках исполнительного производства N 13851/21/78022-ИП судебный пристав-исполнитель Оньков В.С. с целью обеспечения исполнения требований исполнительного документа и сохранения ликвидных активов должника 19.03.2021 вынес постановление о запрете на совершение действий, которым поручил Инспекции не вносить в Реестр изменения, направленные на исключение из Реестра и закрепление за иными управляющими компаниями МКД, обслуживание которых осуществляет Общество.
По решению внеочередного общего собрания собственников помещений Дома, проведенного в очно-заочной форме в период с 07.03.2022 по 15.03.2022, оформленного протоколом от 15.03.2022 N 1-2022, в качестве способа управления Домом избрано управление товариществом собственников жилья, создано Товарищество, Обществу отказано в управлении Домом.
На основании принятого 15.03.2022 решения 30.03.2022 было создано Товарищество.
Председатель правления Товарищества Бондарева Оксана Александровна 04.04.2022 уведомила Инспекцию о выборе способа управления Домом - товариществом собственников жилья и о начале осуществления соответствующей деятельности, направила ей необходимые документы.
В связи с нахождением сведений о Доме в разделе Реестра, содержащем перечень адресов МКД, управление которыми осуществляет Общество, отсутствием заявления лицензиата о прекращении управления Домом на основании подпункта "а" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, Инспекция 15.04.2022 вынесла решение о приостановлении до 01.06.2022 рассмотрения заявления Товарищества о внесении изменений в Реестр.
Поступление в Инспекцию постановлений судебных приставов-исполнителей Онькова В.С. от 19.03.2021 по исполнительному производству N 13851/21/78022-ИП, Бадикяна Р.Л. от 14.01.2022 по исполнительному производству N 472/22/47036-ИП, запрещающих Инспекции вносить в Реестр изменения, направленные на исключение из Реестра и закрепление за иными управляющими компаниями МКД, управление которыми осуществляет Общество, стало причиной издания Инспекцией 01.06.2022 распоряжения N 1782рл об отказе во внесении изменений в Реестр на основании представленных 04.04.2022 Товариществом документов.
Председатель правления Товарищества Бондарева О.А., собственники жилых помещений в Доме Соболева Татьяна Михайловна, Филитова Анна Геннадьевна 19.07.2022 обратились к судебному приставу-исполнителю Онькову В.С. с заявлениями (вх. N 31751/22/78022, 148818/22/78022, 150480/22/78022 соответственно) о снятии наложенного последним ограничения на совершение Инспекцией действий по внесению в Реестр изменений, направленных на исключение из Реестра и закрепление за иными управляющими компаниями Дома, находящегося в управлении Общества.
Поскольку наложенные постановлением судебного пристава-исполнителя от 19.03.2021 ограничения не были сняты, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Товарищества в части признания незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Онькова В.С., заключавшегося в неотмене обеспечительной меры по исполнительному производству N 13851/21/78022-ИП в виде запрета Инспекции совершать действия по внесению в Реестр изменений, направленных на исключение из Реестра и закрепление за иными управляющими компаниями Дома, обслуживание которого осуществляет Общество; обязали судебного пристава-исполнителя Онькова В.С. отменить принятую им обеспечительную меру в части названного запрета, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает решение и постановление по настоящему делу подлежащими изменению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ, не является исчерпывающим, судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона N 229-ФЗ), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
Статьей 68 Закона N 229-ФЗ установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу; выполнение указанных действий оставлено на усмотрение судебного пристава-исполнителя, он определяет их полноту и достаточность.
Постановление судебного пристава-исполнителя от 19.03.2021 вынесено в связи с уклонением Общества от исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства N 13851/21/78022-ИП, переходом МКД, управление которыми осуществляло Общество, под управление иных управляющих компаний, в нем указано, что единственным источником денежных средств является плата Обществу-должнику за деятельность по управлению МКД, вносимая собственниками помещений в МКД.
Из пункта 1 постановления от 19.03.2021 следует, что судебный пристав-исполнитель поручил Инспекции не вносить изменения в Реестр, направленные на исключение из Реестра и закрепления за иными управляющими компаниями МКД, управление которыми осуществляет должник по исполнительному производству - Общество.
По своей правовой природе запрет Инспекции совершать определенные действия является обеспечительной мерой, направленной на недопущение передачи должником находящихся в его управлении МКД иной управляющей компании и, как следствие, невозможность взыскания задолженности с должника, так как единственным источником денежных средств для должника является плата граждан за коммунальные услуги, которые он оказывает как исполнитель коммунальных услуг.
Установив, что должник осуществляет управление МКД и при этом не исполняет требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель 19.03.2021 правомерно вынес постановление о запрете на совершение Инспекцией действий в целях обеспечения исполнения требований исполнительных документов.
Вместе с тем из указанного постановления от 19.03.2021 следует, что Инспекции поручено не вносить изменения в Реестр в отношении МКД, управление которыми осуществляет Общество, по заявлениям не только должника, но и иных лиц.
Меры принудительного исполнения в силу статьи 4 Закона N 229-ФЗ должны осуществляться на принципах законности, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В пункте 1 статьи 13 Закона N 118-ФЗ установлено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Принятая судебным приставом-исполнителем обеспечительная мера не может толковаться и применяться как запрещающая Инспекции вносить любые изменения в Реестр по заявлениям всех без исключений лиц.
При этом следует принимать во внимание, что в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) разграничены основания и порядок внесения сведений об МКД в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (части 2, 3 статьи 198 ЖК РФ) и основания и порядок исключения сведений об МКД из указанного реестра (части 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений об МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с таким порядком в связи с прекращением договора управления МКД по окончании срока его действия.
В соответствии с частью 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений об МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким МКД в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что Инспекции 24.11.2021 поступили сведения о вступившем в законную силу решении Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06.09.2021 по делу N 2-2040/2021 о признании недействительным решения общего собрания собственников Дома, оформленного протоколом от 06.04.2020 N 01-И/3/2-2020, которым Общество избрано управляющей компанией.
В соответствии с частью 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации или об изменении способа управления МКД, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 названной статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
В материалы дела Инспекция представила направленное Управлению письмо от 14.09.2022 N 08-15-8001/22-0-0, в котором сообщило о решении Невского районного суда Санкт-Петербурга, о том, что поручение судебного пристава-исполнителя Онькова В.С., данное в постановлении от 19.03.2021, препятствует Инспекции в реализации предоставленных ей Жилищным кодексом Российской Федерации полномочий.
Собственники Дома, избравшие способом управления Домом товарищество собственников жилья, вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о снятии наложенных ограничений, представив протокол общего собрания собственников помещений о выборе иного способа управления.
В рассматриваемом случае суды установили, что Товарищество, представляющее интересы собственников помещений в Доме, а также два собственника жилых помещений в Доме обратились к судебному-приставу-исполнителю Онькову В.С. с заявлениями о снятии ограничения на внесение Инспекцией изменений в Реестр в отношении Дома в связи с выбором иного способа управления им.
Таким образом, избранная судебным приставом-исполнителем обеспечительная мера должна быть направлена на недопущение совершения исключительно Обществом - должником как стороной исполнительного производства действий по внесению в Реестр изменений.
Вместе с тем суд первой инстанции, признав незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, не учел его права, предоставленного Законом N 229-ФЗ, поручить Инспекции не вносить в Реестр изменения в отношении Дома по заявлению должника по исполнительному производству - Общества, поскольку такая обеспечительная мера не нарушает права и законные интересы иных лиц, которые могут обратиться к Инспекции с заявлением о внесении таких изменений.
Ввиду изложенного резолютивная часть решения суда первой инстанции по настоящему делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит изложению в иной редакции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А56-86028/2022 изменить, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу Онькова Виктора Сергеевича, выразившееся в неотмене обеспечительной меры по исполнительному производству N 13851/21/78022-ИП в виде поручения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга не вносить по заявлениям иных лиц, кроме должника - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание", в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга изменений, направленных на исключение из такого реестра и закрепление за иными управляющими компаниями многоквартирного жилого дома 3, корп. 2, лит. Д, по Искровскому пр. в Санкт-Петербурге.
Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу Онькова Виктора Сергеевича отменить обеспечительную меру по исполнительному производству N 13851/21/78022-ИП в виде поручения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга не вносить по заявлениям иных лиц, кроме должника - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Собрание", в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга изменений, направленных на исключение из такого реестра и закрепление за иными управляющими компаниями многоквартирного жилого дома 3, корп. 2, лит. Д, по Искровскому пр. в Санкт-Петербурге.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.".
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае суды установили, что Товарищество, представляющее интересы собственников помещений в Доме, а также два собственника жилых помещений в Доме обратились к судебному-приставу-исполнителю Онькову В.С. с заявлениями о снятии ограничения на внесение Инспекцией изменений в Реестр в отношении Дома в связи с выбором иного способа управления им.
Таким образом, избранная судебным приставом-исполнителем обеспечительная мера должна быть направлена на недопущение совершения исключительно Обществом - должником как стороной исполнительного производства действий по внесению в Реестр изменений.
Вместе с тем суд первой инстанции, признав незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, не учел его права, предоставленного Законом N 229-ФЗ, поручить Инспекции не вносить в Реестр изменения в отношении Дома по заявлению должника по исполнительному производству - Общества, поскольку такая обеспечительная мера не нарушает права и законные интересы иных лиц, которые могут обратиться к Инспекции с заявлением о внесении таких изменений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2023 г. N Ф07-14862/23 по делу N А56-86028/2022