20 октября 2023 г. |
Дело N А42-10667/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз "Мурман" Маляровой Е.В. (доверенность от 11.01.2021 N 01),
рассмотрев 18.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по делу N А42-10667/2022,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз "Мурман", адрес: 183038, г.Мурманск, Траловая ул., д.83, к.2, ОГРН 1025100586994, ИНН 5110330018 (далее - СПК РК "Мурман", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району", адрес: 183038, Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.13а, ОГРН 1155190003759, ИНН 5190046521 (далее - ФГКУ ПУ ФСБ РФ, Управление) от 18.11.2022 N 18900009760220028068 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 400 000 руб. штрафа; Кооператив просил прекратить производство по административному делу.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.06.2023, оспариваемое постановление Управления от 18.11.2022 N 18900009760220028068 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе Кооперативу в удовлетворении заявленных требований, поскольку направление одного запроса по всем эпизодам пересечения государственной границы Российской Федерации и одной повестки на составление нескольких протоколов не может расцениваться как проведение одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля/надзора и, кроме того, не свидетельствует о проведении контрольного (надзорного) мероприятия как такового. Иной вывод суда - о возможном применении пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ податель жалобы считает ошибочными. Управление настаивает на том, что деятельность Пограничных органов Федеральной службы безопасности не регулируется ни Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), ни Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В судебном заседании представитель Кооператива возражал против доводов кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило. Жалоба рассматривается в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в период с 10.09.2022 по 11.10.2022 судно МК-8935 "Капитан Русанов" (далее - Судно) осуществляло переход из порта Далянь (КНР) в порт Мурманск (РФ); переход осуществлялся по территории Российской Федерации по Северному морскому пути.
Из ситуационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району 05.10.2022 поступила информация о наличии в действиях капитана судна МК-8935 "Капитан Русанов" (судовладелец - СПК РК "Мурман") признаков нарушения законодательства в области защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее - ГГ РФ), выразившегося в том, что при осуществлении вышеуказанного перехода Судно неоднократно пересекало государственную границу Российской Федерации без цели захода в морские порты Российской Федерации, чем нарушило статью 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) и пункт 5 Правил уведомления пограничных органов Федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 (далее - Правило уведомления, Правило N 341).
Так, из полученных данных спутникового позиционирования следовало, что Судном были допущены факты пересечения ГГ РФ:
- вход в территориальное море РФ 28.09.2022, ориентировочно в 02:35 (кмч), в средних географических координатах 65°48,2'СШ 169°44,7'ЗД;
- выход из территориального моря РФ 28.09.2022, ориентировочно в 13:15 (кмч), в средних географических координатах 66°28,5'СШ 170°00,7'ЗД;
- вход в территориальное море РФ 02.10.2022, ориентировочно в 23:54 (кмч), в средних географических координатах 74°24,2'СШ 142°17,7'ВД;
- выход из территориального моря РФ 03.10.2022, ориентировочно в 06:00 (кмч), в средних географических координатах 74°29,5'СШ 138°32,7'ВД;
- вход в территориальное море РФ 05.10.2022, ориентировочно в 12:22 (кмч), в средних географических координатах 77°25,3'СШ 108°33'ВД.
Поступившая информация и материалы явились основанием для проведения мероприятий для оценки законности действий капитана судна при следовании проложенным маршрутом и пересечении ГГ РФ.
В ходе проведения проверочных мероприятий подтвердилось, что Судно пересекало линию государственной границы в периоды: 02:35 и 13:15 кмч 28.09.2022, 23:54 кмч 02.10.2022, 06:00 кмч 03.10.2022, 12:22 кмч 05.10.2022, 17:23 кмч 06.10.2022 без последующего прохождения пограничного и таможенного контроля в ближайшем пункте пропуска и без признания законности такого пересечения.
По факту осуществления пересечения ГГ РФ на море 03.10.2022, в 06:00 (кмч), в примерных географических координатах 74°29,5'СШ 138°32,7'ВД в отсутствие уведомления о намерении неоднократного пересечения ГГ РФ, без захода в пункт пропуска через ГГ РФ для прохождения пограничного контроля и признания законности пересечения ГГ РФ, в нарушение требований статей 9 и 11 Закона N 4730-1, должностным лицом Управления в отношении СПК РК "Мурман" (судовладелец) 14.11.2022 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица Управления от 18.11.2022 N 18900009760220028068 СПК РК "Мурман" привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде 400 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с правомерностью упомянутого постановления, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, констатировав, что СПК РК "Мурман" допустил несколько нарушений (по дате и времени фактического пересечения ГГ РФ при осуществлении транзитного перехода Судна в период с 28.09.2022 по 06.10.2022), каждое из которых образует самостоятельное административное правонарушение охватываемое объективной стороной части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, но выявлено Управлением в ходе одного контрольного/надзорного мероприятия (т.е.в один момент времени), пришли к выводу о наличии условия для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ. Удовлетворяя требование об отмене оспариваемого постановления, суд учел, что постановлением от 18.11.2022 N 18900009760220028053 (признанным в рамках рассмотрения дела N А42-10670/2022 законным), Кооператив уже был привлечен к административной ответственности по одному из фактов пресечения границы в указанный период.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из положений части 4 статьи 9, пунктов 1 (подпунктов "а" и "б") и 2 (подпунктов "а", "б", "в"), пунктов 4 и 5 статьи 9.1 во взаимосвязи с требованиями подпунктов "а" и "в" пункта 1, пункта 4, пунктов 11, 13, 14 Правил N 341 и с учетом того, что за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Судами установлено, и не опровергнуто Кооперативом, что в период сентябрь - октябрь 2022 года судно "Капитан Русанов" под управлением капитана Семенова И.В. (в ходе транзитного перехода по Северному морскому пути из порта Далянь (КНР) в порт Мурманск, без захода в порты Российской Федерации по пути следования) осуществляло пересечение ГГ РФ без прохождения пограничного контроля и без осуществления процедуры пропуска: так, 03.10.2022, в 06:00 (кмч) в расчетных географических координатах 74°29,5'СШ 138°32,7'ВД Судно пересекло ГГ РФ на вход в территориальное море Российской Федерации, после чего в пункт пропуска через ГГ РФ не проследовало, процедуры пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении него не осуществлялись.
При этом, право неоднократного пересечения ГГ РФ в данном случае не распространялось на судно "Капитан Русанов", поскольку последнее не удовлетворяло требованиям части 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1.
Уведомление о намерении неоднократного пересечения ГГ РФ на море в адрес пограничных органов не поступало.
При доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ (осуществления пересечения ГГ РФ на море 03.10.2022, в 06:00 (кмч)) и отсутствии доказательства невозможности соблюдения СПК РК "Мурман" требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась (т.е. вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ), суды обосновано сочли доказанным в действиях СПК РК "Мурман" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
В качестве основания для признания судами оспариваемого Кооперативом постановления незаконным, суды сослались на положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ, которым внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как доказательство факта осуществления одного контрольного (надзорного) мероприятия, суды восприняли следующие обстоятельства.
В рамках проведения проверки деятельности на предмет соблюдения режима Государственной границы Российской Федерации (в период с 28.09.2022 по 06.10.2022), в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств и на основании подпункта "м" статьи 13 Закона N 40-ФЗ, письмом N 2109/-1-22 от 02.11.2022 Управлением у СПК РК "Мурман" истребованы информация и документы.
По результатам проверки полученной информации и материалов, Управление установило, что судно "Капитан Русанов" пересекало линию государственной границы 28.09.2022, 02.10.2022, 03.10.2022, 05.10.2022 и 06.10.2022 без последующего прохождения пограничного и таможенного контроля в ближайшем пункте пропуска и без признания законности такового пересечения, о чем в один день (14.11.2022) в отношении СПК РК "Мурман" составлены 6 протоколов об административном правонарушении по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ и направлена повестка от 08.11.2022 N 2109/-21.
Как отметил суд, несмотря на то, что СПК РК "Мурман" допустил несколько нарушений (по дате и времени фактического пересечения ГГ РФ при осуществлении транзитного перехода судна), каждое из которых образует самостоятельное административное правонарушение, все эти правонарушения, охватываемые объективной стороной части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, выявлены Управлением в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, что является необходимым условием для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
При этом, доводы Управления о том, что проведенное в отношении СПК РК "Мурман" мероприятие не относится к контрольно-надзорным мероприятиям по смыслу Закона N 248-ФЗ, судами не принята.
Данный вывод судов является ошибочным в силу следующего.
В соответствии с прямым указанием пункта 11 части 3 статьи 1 Закона N 248-ФЗ деятельность органов Федеральной службы безопасности не относится к государственному контролю (надзору).
Пограничная деятельность является одним из направлений деятельности органов Федеральной службы безопасности (статья 8 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"), а пограничные органы Федеральной службы безопасности, выполняя задачу по защите и охране ГГ РФ в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима ГГ РФ (статья 11 этого Закона), осуществляют контроль за соблюдение режима ГГ РФ в отношении неопределенного круга лиц и транспортных средств постоянно и непрерывно на всем протяжении ГГ РФ.
Административная ответственность по статье 18.1 КоАП РФ наступает в каждом случае нарушения установленного режима Государственной границы Российской Федерации.
Вышеизложенное исключает возможность применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
В этой связи, в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Поскольку исходя из материалов административного дела, имеет место несколько однородных административных правонарушений, выявленных не в ходе государственного контроля (надзора), а в рамках иных административных процедур, признание незаконным постановления от 18.11.2022 N 1890000976022002806817.03.2022, по изложенным судами основаниям, неправомерно.
Между тем, Кооператив, обосновывая свою позицию о незаконности оспариваемого постановления в судебном заседании указывал на иные обстоятельства, которые не нашли свое отражение ни в оспариваемом постановлении, ни в судебных актах, а именно: на отсутствие полномочий у Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району по рассмотрению административного дела и вынесению постановления; относительно назначенного административного наказания не учтено, что Кооператив является субъектом малого предпринимательства, судами не устанавливалась возможность снижения штрафных санкций.
Эти доводы заслуживают внимания при новом рассмотрении дела.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными, а выводы судов соответствующими обстоятельствам дела, поскольку сделаны без их полного и всестороннего исследования и оценки позиции Кооператива о возможности применения части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.2 КоАП РФ и снижения назначенного ему размера штрафных санкций, в силу чего подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства и на основании полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц принять законное и мотивированное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по делу N А42-10667/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пограничная деятельность является одним из направлений деятельности органов Федеральной службы безопасности (статья 8 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"), а пограничные органы Федеральной службы безопасности, выполняя задачу по защите и охране ГГ РФ в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима ГГ РФ (статья 11 этого Закона), осуществляют контроль за соблюдение режима ГГ РФ в отношении неопределенного круга лиц и транспортных средств постоянно и непрерывно на всем протяжении ГГ РФ.
Административная ответственность по статье 18.1 КоАП РФ наступает в каждом случае нарушения установленного режима Государственной границы Российской Федерации.
Вышеизложенное исключает возможность применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
В этой связи, в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2023 г. N Ф07-11870/23 по делу N А42-10667/2022
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40913/2024
25.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8107/2024
04.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6257/2024
30.01.2024 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-10667/2022
20.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11870/2023
09.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12869/2023
21.03.2023 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-10667/2022