23 октября 2023 г. |
Дело N А26-7251/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 18.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу N А26-7251/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2; ОГРН 1021000538481; ИНН 1001040505 (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском об обязании общество с ограниченной ответственностью УО "Карельская лифтовая компания", адрес: 185016, г. Петрозаводск, шоссе Лососинское, д.29, пом. 5, ОГРН 10911001009670, ИНН 1001224157 (далее - Общество, ответчик) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по оборудованию площадок по накоплению твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов (далее - ТКО; КГО) для нужд собственников многоквартирного дома N 8 по улице Калинина в городе Петрозаводске, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а в случае неисполнения решения суда взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 2000 руб. в день до дня фактического исполнения решения суда, вступившего в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2023, Администрации в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты, настаивая на том, что утверждение Общества о невозможности организации на земельном участке площадки по накоплению ТКО не является основанием для отказа в удовлетворении требований Администрации, поскольку не подтверждено надлежащими доказательствами. Податель жалобы обращает внимание на то, что фактически сложившийся в настоящее время порядок обращения с ТКО и КГО со стороны собственников помещений МКД не свидетельствует об исполнении Обществом как управляющей организацией возложенной на него обязанности по организации площадки по накоплению ТКО и ГКО, при этом контейнерная площадка N 3060, на которой собственники помещений в МКД фактически складируют ТКО и КГО, не является общим имуществом таких собственников, не обслуживается Обществом как управляющей организацией, Общество не заключало договор на обслуживание указанной площадки.
Представители Общества и Администрации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество на основании решения общего собрания собственников дома от 25.09.2016 и договора управления осуществляет обслуживание и управляет многоквартирным домом N 8 по улице Калинина в городе Петрозаводске.
Администрация направила в адрес Общества письмо от 30.05.2022 с просьбой в течение 30 дней организовать место (площадку) для сбора и накопления ТКО в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации дома, разъяснив, что в случае невозможности размещения на территории земельного участка под МКД места (площадки) для сбора и накопления ТКО необходимо организовать и провести работу по получению соответствующего разрешения на использование земельного участка государственная собственность которого не разграничена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Поскольку Общество добровольно не исполнило указанные требования, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В настоящем деле суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении иска, на основании положений части 1 статьи 39, пункта 4.4 статьи 44, подпункта 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 8, части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ), подпунктов "ж", "е" пункта 2, пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), разъяснений, содержащихся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Правил формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1039 от 31.08.2018, а также представленного в дело составленного сторонами акта осмотра от 08.12.2022 (в котором зафиксировано, что границы земельного участка, на котором находится спорный МКД, не определены) пришли к выводу о невозможности организовать место (площадку) накопления ТКО в границах земельного участка, на котором расположен спорный многоквартирный дом. Как следствие, обязанность по организации места (площадки) накопления ТКО для многоквартирного дома, суды возложили на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба Администрации подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, согласно пункту 26(1) которого в этот перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)").
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, (утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по организации уборки придомовой территории, сбору мусора и вторичных материалов (раздел III).
Так согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
При этом согласно подпункту 3.7.6 Правил N 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м. от входных подъездов.
В настоящем деле вывод судов о невозможности организовать место (площадку) накопления ТКО в границах земельного участка, на котором расположен спорный МКД, суды обосновали пояснениями представителя Общества в акте осмотра о том, что установка места (площадок) накопления ТКО невозможна ввиду отсутствия места на придомовой территории дома, расстояние от стен дома, забора детского учреждения и газонаполнительной установки не соответствует требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Придя к выводу о наличии организованного места накопления ТКО (контейнерной площадки N 3060), а также отсутствие возможности иным образом организовать место (площадку) накопления ТКО с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, суды пришли к выводу о наличии обязанности организовать места накопления ТКО не у Общества, а у самой Администрации.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Из системного толкования указанных норм права следует, что организация мест (площадок) по накоплению ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества МКД; на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО и КГО для нужд собственников помещений МКД, управление которым она осуществляет.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Одним из случаев, когда такая обязанность возлагается на иных лиц, является исполнение обязанностей, связанных с содержанием общего имущества МКД.
Именно управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание общего имущества МКД, обязана обеспечить возможность накопления ТКО на обустроенной площадке.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
В силу приведенных норм, обязанность по организации мест (площадок) накопления ТКО для нужд МКД возложена на Общество, как на управляющую организацию.
Ссылка судов на использование собственниками помещений МКД контейнера N 3060, установленного на муниципальной площадке, включенной в реестр мест накопления ТКО, сделана без учета доводов Администрации.
Так в ходе судебного разбирательства Администрация, с учетом пункта 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 и пункта 148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, указывала на отсутствие у собственников помещений в МКД права на пользование указанной контейнерной площадкой, на не обслуживание Обществом данной площадки, не заключение Обществом договора на ее использование для нужд собственников помещений в МКД, непредставление Обществом доказательств организации для таких нужд площадки по накоплению ТКО.
Администрацией также обратила внимание на отсутствие запрета в действующем законодательстве на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под МКД.
Вышеприведенные доводы сторон свидетельствуют о наличии между ними разногласий по вопросу организации на земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО.
Как было указано ранее, суды двух инстанций, свой вывод о невозможности организации на земельном участке площадки по накоплению ТКО обусловили только наличием акта осмотра от 08.12.2022, в котором содержаться пояснения представителя Общества о несоответствии обследуемого участка требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не более того.
Никаких иных доказательств такого утверждения материалы дела не содержат.
Согласно пункту 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
В материалах дела отсутствуют заключения компетентных органов по вопросу соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на случай организации площадки по накоплению ТКО на указанных земельных участках МКД.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о невозможности организации на указанном земельном участке МКД площадки по накоплению ТКО, недостаточно обоснован.
Поскольку вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ суды не исследовали в полном объеме обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по настоящему спору, не дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и доводам сторон обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дать надлежащую оценку всем доводам сторон, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 по делу N А26-7251/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка судов на использование собственниками помещений МКД контейнера N 3060, установленного на муниципальной площадке, включенной в реестр мест накопления ТКО, сделана без учета доводов Администрации.
Так в ходе судебного разбирательства Администрация, с учетом пункта 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 и пункта 148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, указывала на отсутствие у собственников помещений в МКД права на пользование указанной контейнерной площадкой, на не обслуживание Обществом данной площадки, не заключение Обществом договора на ее использование для нужд собственников помещений в МКД, непредставление Обществом доказательств организации для таких нужд площадки по накоплению ТКО.
...
Согласно пункту 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2023 г. N Ф07-12846/23 по делу N А26-7251/2022