24 октября 2023 г. |
Дело N А56-100376/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Старченковой В.В.,
рассмотрев 24.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2023 по делу N А56-100376/2022,
УСТАНОВИЛ:
Региональный оператор - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, адрес: 180007, г. Псков, Петровская ул., д. 51, ОГРН 1146000000035, ИНН 6027999260 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), и в порядке субсидиарной ответственности к Министерству обороны Российской Федерации адрес:119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании 783 169 руб. 09 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.03.2019 по 31.07.2022 (с учетом уточнения иска).
Решением от 27.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2023, с Учреждения, а в случае недостаточности у него лимитов бюджетных обязательств - с Министерства в порядке субсидиарной ответственности в пользу Фонда взыскано 694 662 руб. 94 коп. задолженности, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.02.2023 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2023, в иске отказать в полном объеме.
По мнению подателей жалобы, право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения на спорные объекты в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не зарегистрированы. На основании приказов директора Департамента военного имущества Министерства от 09.06.2022 N 1805 и 1817 объекты недвижимости, расположенные по адресам: Псковская обл., Порховский р-н, д. Малитино, д.14 и 15 закреплены на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным управлением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" (далее - Управление). В связи с этим Учреждение не является правообладателем спорных объектов. Обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений. Собственником помещений, закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением, является Российская Федерация в лице Министерства. Вывод суда о субсидиарной ответственности Министерства не соответствует действующему законодательству. Истец не доказал факт отсутствия возможности удовлетворения иска за счет Учреждения, следовательно, не имеется оснований для привлечения Министерства к субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Учреждение направило в суд кассационной инстанции через систему подачи документов "Мой арбитр" ходатайство от 23.10.2023 о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом округа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд осуществляет функции регионального оператора на территории Псковской области.
Одной из функций Фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Псковской области от 11.12.2013 N 1336-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области" является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В обоснование иска Фонд сослался на то, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит ряд квартир в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области.
Министерство является представителем собственника Российской Федерации и главным распорядителем денежных средств в отношении следующих помещений, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления: Псковская обл., Порховский р-н, д. Малитино д. 14, кв. 1 - 32, д. 15, кв. 1 - 34 (кроме 19).
За период с 01.03.2019 по 31.07.2019 у Учреждения перед Фондом образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку направленная Фондом в адрес Учреждения претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт оставлена без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на собственников возложено бремя несения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В пункте 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период с 01.03.2019 по 31.07.2022 спорные жилые помещения были закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, суды обоснованно отклонили довод ответчиков о том, что на основании приказов директора Департамента военного имущества Министерства от 09.06.2022 N 1805 и 1817 спорные объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления за Управлением.
Из представленных в дело выписок из ЕГРН не следует, что спорные квартиры переданы от Учреждения в оперативное управление иному лицу.
Таким образом, суды сделали правильный вывод об обязанности Учреждения оплачивать взносы на капитальный ремонт в отношении спорных жилых помещений, принадлежащих ему на праве оперативного управления, и правомерно взыскали с Учреждения в пользу истца 694 662 руб. 94 коп. задолженности, отказав в остальной части иска в связи с пропуском срока исковой давности за период с 01.03.2019 по 31.07.2019.
Довод о том, что Министерство необоснованно привлечено к субсидиарной ответственности, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонен судами.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2023 по делу N А56-100376/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2023 г. N Ф07-12951/23 по делу N А56-100376/2022
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12951/2023
19.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11020/2023
27.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-100376/2022