25 октября 2023 г. |
Дело N А56-45717/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кустова А.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Живи-юг" Васиной В.В. (доверенность от 09.01.2023), от муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Гатчина Лобцева С.Л. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрев 25.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Живи-юг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2023 по делу N А56-45717/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Живи-юг", адрес: 195030, Санкт-Петербург, пр. Ириновский, д. 32, лит. А, пом. 101-Н, раб. место 2, ОГРН 1157847381405, ИНН 7802549567 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" г. Гатчина, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, шоссе Пушкинское, д. 7, к. 1, ОГРН 1024701241861, ИНН 4705014708 (далее - Предприятие), с иском о признании незаконным начисления платы за услугу "По прибору учета. Прибор учета: Тепловычислитель 20-102935", "По прибору учета. Прибор учета: Тепловычислитель 20-134807", "По прибору учета. Прибор учета - тепловычислитель 20-102933", выставленной в счетах за период с сентября 2021 по февраль 2022 года; обязании Предприятия произвести перерасчет указанной платы за период с сентября 2021 по февраль 2022 года путем снятия начислений и направления в адрес Общества скорректированных счетов и актов об оказании услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что спорная плата является платой за отведение поверхностных сточных вод, тогда как такая услуга не подпадает под действие жилищного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Третье лицо уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией, осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: Ленинградская обл., г. Гатчина, Пушкинское шоссе, д. 13, корп. 1, 2, 3, 4, 5, 6 (далее - МКД), а также тремя паркингами по указанному адресу (стр. 1, 2, 3).
Предприятием (организацией ВКХ) и Обществом (абонентом) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 22.04.2020 N 00851 (далее - Договор), по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать на объекты абонента (приложение N 1) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и услуги водоотведения.
Согласно приложению N 1 к Договору объектами водоснабжения и водоотведения являются указанные выше МКД; в отношении трех паркингов (стр. 1, 2, 3) среднемесячный расход воды и среднемесячный сброс стоков не установлены.
В связи с вводом в эксплуатацию 30.08.2021 приборов учета дренажных сточных вод, учитывающих сброс поверхностных и дренажных вод с территории и паркингов МКД, Предприятие направило Обществу дополнительное соглашение от 01.09.2021 к Договору, в котором предложило дополнить приложение N 1 тремя объектами "поверхностные и дренажные сточные воды" с указанием приборов учета "Тепловычислитель ТВ7 N 20-102935", "Тепловычислитель ТВ7 N 20-134807", "Тепловычислитель N 20-102933".
Общество дополнительное соглашение не подписало.
В период с сентября 2021 по февраль 2022 года Предприятие выставило Обществу счета для оплаты услуг, а также акты об оказании услуг, из которых видно, что в расчет оказанных услуг включен объем водоотведения, зафиксированный указанными выше тепловычислителями.
Общество направило Предприятию претензию от 25.03.2022, в которой просило произвести перерасчет платы и снять начисления за отведение поверхностных и дренажных сточных вод.
Оставление Предприятием без удовлетворения претензии послужило основанием настоящего иска.
Суды отказали Обществу в удовлетворении требований. Приняв во внимание нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 N 639/пр (далее - Методические указания), Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 N 11 (далее - Правила N 11), суды исходили из того, что система дренажа, являясь имуществом собственников жилых и нежилых помещений в МКД, обеспечивает сохранность данного комплекса. Учитывая возмездный характер оказанной ответчиком услуги по отведению сточных (дренажных вод), наличие приборов учета, фиксирующих объем отводимых сточных вод, суды отказали Обществу в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Из письменных объяснений участвующих в деле лиц, застройщика (общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Управляющая компания "ПетроКомИнвест") и разработчика проектной документации (общества с ограниченной ответственностью "ИТР") следует, что корпуса МКД и полузаглубленные автостоянки (стр. 1, 2, 3) расположены на одном земельном участке (кадастровый номер 47:25:0111013:231), неразрывно связаны физически и технологически, являются единым недвижимым комплексом. Полузаглубленные автостоянки расположены внутри корпусов МКД, представляют собой стилобат (эксплуатируемая кровля) с размещенным на нем покрытием площадок, дорожек и проездов. Выходы из парадных жилых домов осуществляются на стилобат, лифты имеют спуск в подвал, в котором имеются выходы к автостоянкам. МКД и автостоянки имеют единую дренажную систему, разработанную для защиты подземных автостоянок от всплытия при высоких уровнях грунтовых вод, а также для предотвращения подтопления помещений заглубленных частей зданий. Проектом предусмотрено устройство подпольного беструбчатого дренажа секций и паркинга: по прифундаментной схеме (секции) и линейной схеме (паркинг): корпус 1, автостоянка А1 сброс в КНС-1, корпус 2, автостоянка А2 сброс в КНС-2, корпус 3, автостоянка А3 сброс в КНС-3; для перекачки дренажных стоков в систему ливневой канализации установлены насосные станции (КНС). Система дренажа является неотъемлемой частью объекта.
Как указывает истец и не спорит ответчик, тепловычислители N 20-102935, 20-134807 и 20-102933 расположены в канализационных колодцах, объединяющих дренажные системы МКД и подземных автостоянок, то есть данные приборы учета определяют объем дренажных вод, отводимых с территории, принадлежащей собственникам жилых помещений МКД и нежилых помещений в МКД, предназначенных для размещения транспортных средств.
К сточным водам относятся воды, принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения (хозяйственно-бытовые стоки), а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Поверхностные сточные воды - принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды (пункт 2 Правил N 644).
Настоящий спор связан с определением того, обязаны ли владельцы жилых и нежилых помещений МКД вносить плату за отведение поверхностных сточных вод.
Законодательство Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении включает Закон N 416-ФЗ, Правила N 644, другие подзаконные акты, принимаемые в соответствии с Законом N 416-ФЗ.
В то же время, в силу прямого указания в пункте 1 Правил N 644, к отношениям, возникающим между организациями ВКХ, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
Обязанность Общества по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией (Предприятием) на поставку коммунального ресурса в отношении МКД, находящихся в его управлении, установлена Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, в том числе, договора водоотведения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребители) коммунальной услуги соответствующего вида.
Вопросы поставки коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 354 под услугой водоотведения понимается отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных названными Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Анализ приведенных норм позволяет придти к выводу о том, что такой коммунальной услуги как водоотведение поверхностных сточных вод Правилами N 354 не предусмотрено.
Также такой услуги не предусмотрено Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
При рассмотрении спора суды не учли, что Общество как управляющая организация в отношении МКД не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан, проживающих в этих МКД. Соответствующие обязательства Общества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с владельцами жилых и нежилых помещений.
Наличие дренажной системы обеспечивает сохранность МКД и автостоянок, предотвращает подтопление помещений заглубленных частей зданий, однако само по себе наличие дренажной системы с установленными на ней приборами учета не является основанием для возложения на владельцев жилых и нежилых помещений в МКД обязанности по внесению платы за сброс поверхностных (дренажных) сточных вод.
Суды не приняли во внимание положения жилищного законодательства, ошибочно руководствуясь Правилами N 644 и Методическими указаниями. Кроме того, апелляционный суд при рассмотрении спора необоснованно применил положения Правил N 11, которые не распространяются на территорию г. Гатчины и не применяются к отношениям между организациями ВКХ и гражданами.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска и освобождения ответчика от перерасчета платы за водоотведение.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2023 по делу N А56-45717/2022 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать незаконным начисление платы за услугу "По прибору учета. Прибор учета: Тепловычислитель 20-102935", "По прибору учета. Прибор учета: Тепловычислитель 20-134807", "По прибору учета. Прибор учета - тепловычислитель 20-102933", выставленной в счетах за период с сентября 2021 по февраль 2022 года.
Обязать муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Гатчина произвести перерасчет указанной платы за период с сентября 2021 по февраль 2022 года путем снятия начислений и направления в адрес общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Живи-юг" скорректированных счетов и актов об оказании услуг.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Гатчина (адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, шоссе Пушкинское, д. 7, к. 1, ОГРН 1024701241861, ИНН 4705014708) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Живи-юг" (адрес: 195030, Санкт-Петербург, пр. Ириновский, д. 32, лит. А, пом. 101-Н, раб. место 2, ОГРН 1157847381405, ИНН 7802549567) 12 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 354 под услугой водоотведения понимается отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных названными Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Анализ приведенных норм позволяет придти к выводу о том, что такой коммунальной услуги как водоотведение поверхностных сточных вод Правилами N 354 не предусмотрено.
Также такой услуги не предусмотрено Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2023 г. N Ф07-15080/23 по делу N А56-45717/2022