26 октября 2023 г. |
Дело N А56-121676/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей, Кудина А.Г., Толкунова В.М.
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Мороза Е.В. (доверенность от 26.05.2023), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Управление информационных технологий и связи" Мальцевой Е.А. (доверенность от 06.03.2023), Смирновой Ю.В. (доверенность от 06.03.2023),
рассмотрев 25.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Управление информационных технологий и связи" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А56-121676/2022,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Управление информационных технологий и связи", адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, часть пом. 2-Н, ОГРН 1117847006617, ИНН 7842444610, (далее - СПб ГКУ "УИТС", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС) от 12.08.2022 по делам N 44-2504/22 и N 44-2506/22 и выданных на их основании предписаний от 12.08.2022 под этими же номерами об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "НПП "Радар ММС", адрес: 197375, Санкт-Петербург, ВТМО Юнтолово, ул. Новосельковская, д.37, лит.А, ОГРН 1027807560186, ИНН 7814027653 (далее - АО "НПП "Радар ММС") и акционерное общество "ЕЭТП", адрес: 115114, Москва, ул. Кожевническая, д.14, стр. 5, ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692 (далее - АО "ЕЭТП").
Решением суда от 09.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует нарушение требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), поскольку действуя в срок, установленный в соответствии с требованиями действующего законодательства для проверки наличия и статуса лицензии участника в реестре лицензий, заказчиком был осуществлен переход по двухмерному штриховому коду представленной выписки из реестра лицензий. Однако в режиме реального времени на момент проверки, при переходе по двухмерному штриховому коду реестр лицензий не содержал сведений о наличии лицензии, в связи с чем заказчик правомерно сделал вывод о несоответствии действительности представленной АО "НПП "Радар ММС" информации согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель УФАС против удовлетворения жалобы возражал.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалоб АО "НПП "Радар ММС" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.07.2022 СПб ГКУ "УИТС" (Заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок разместило две закупки способом проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по развитию государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Цифровые сервисы на потребительском рынке Санкт-Петербурга" в 2022 году, извещение N 0372200278522000061 (Аукцион 1) и на выполнение первой очереди работ по созданию государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Городской реестр социальной защиты" в 2022 году, извещение N 0372200278522000062 (Аукцион 2).
По результатам, проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки жалоб АО "НПП "Радар ММС" на действия Заказчика при определении исполнителя, Комиссией УФАС 12.08.2022 приняты решения по делам N 44-2504/22 и N 2506/22 о нарушении законодательства о контрактной системе, согласно которым в действиях СПб ГКУ "УИТС" признано нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном признании информации в заявке АО "НПП "Радар ММС" недостоверной.
На основании указанных решений Комиссия УФАС 12.08.2022 выдала соответствующие предписания об устранении нарушений законодательства о закупках.
Не согласившись с указанными решениями УФАС и выданными на их основании предписаниями, заказчик оспорил их в арбитражном суде.
Отказывая Учреждению в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами УФАС, изложенными в оспариваемых решениях.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В рассматриваемо деле, анализ антимонопольным органом извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчик установил требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:
1) наличие у участника лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на право осуществлять деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в части работ, предусмотренных пунктом 2, а именно "разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем", и пунктом 12, а именно "установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации" Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее- Работы).
Вышеупомянутое требование о наличии лицензии обусловлено пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ, Закон о лицензировании), а равно пунктом 4.2.3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки ("Проведение пусконаладочных работ подсистемы "Система защиты информации" Системы"), пунктом 4.2.3 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки ("Проведение пусконаладочных работ подсистемы "Система защиты информации" Системы", пунктом 2.2.1.3. Приложения N 3 к Описанию объекта закупки ("Создание задачи "Формирование и проверка ЭП ГОСТ 2012").
Во исполнение этого требования участником закупки предоставляются сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления в виде одного из следующих документов, содержащих сведения о действующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации (с указанием видов Работ, упомянутых ранее в пунктах 2 и 12):
- выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования или ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий";
- копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
2) наличие у участника лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ, предусмотренных подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", а именно "работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации".
Требование установлено пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, а именно - "деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
Наличие указанной лицензии обусловлено пунктом 3.2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки ("Разработка проектных решений по Системе и оформление комплекта документации Технического проекта на подсистему "Система защиты информации" Системы"), пунктом 3.3 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки ("разработка проектных решений по Системе и оформление комплекта документации Технического проекта на подсистему "Система защиты информации" Системы").
Во исполнение данного требования участником закупки предоставляются сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления в виде одного из следующих документов, содержащих сведения о действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, содержащей виды работ, предусмотренных подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", а именно - "работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении средств и систем информатизации":
- выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования или ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий";
- копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
При окончании срока действия лицензий до исполнения обязательств по контракту участник электронного аукциона в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан обеспечить продление действующих лицензий.
Таким образом, исходя из вышеизложенных требований для подтверждения соответствия участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и извещения об осуществлении закупки в составе заявки необходимо предоставить либо выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования или ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении.
Между тем, как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2022 N ИЭА1 Заказчик в заявке одного из участником аукциона АО "НПП "Радар ММС" выявил недостоверную информацию, а именно:
- участником не выполнено требование в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным заказчиком в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
- сведения, представленные в заявке, не соответствуют сведениям, размещенным в реестре лицензий Федеральной службы безопасности Российской Федерации на деятельность, связанную с шифровальными (криптографическими) средствами:
- сведения о действующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, содержащей виды Работ, предусмотренные пунктами 2 и 12 по состоянию на 01.08.2022 отсутствуют в "реестре лицензий Федеральной службы безопасности Российской Федерации на деятельность, связанную с шифровальными (криптографическими) средствами".
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Между тем Управление проверило, а затем и суды удостоверились в том, что в составе заявки участника (АО "НПП "Радар ММС") была представлена Выписка от 26.07.2022 из реестра лицензий ФСБ, выданная Обществу и содержащая следующие сведения:
о статусе лицензии: действующая; о регистрационном номере лицензии; о дате предоставления лицензии; о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Выполнение работ и оказания услуг по пунктам 2, 8, 12 13, 14, 15, 17, 20, 21, 22, 23, 24 перечня, являющегося приложением к Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313; иные сведения, предусмотренные типовой формой выписки из реестра лицензий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 (адрес мест осуществления вида деятельности, ИНН и т.д.).
Поскольку эта выписка из реестра лицензий соответствует форме, установленной постановлением Правительства РФ N 2343 от 29.12.2022, следовательно, представленная в заявке информация не может квалифицироваться как недостоверная применительно к положениям пункта 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
При этом суды обратили внимание на то, что недостоверной информацией следует считать информацию, не соответствующую действительности, предоставленной с обманом и умыслом, направленным на победу в торгах за счет представления ложной информации, чего в данном случае не усматривается.
Установив, что заявка АО "НПП "Радар ММС" (Участника) содержит информацию, отвечающую требованиям Закона о контрактной системе и извещения об осуществлении закупки, при доказанности нарушения Заказчиком положений упомянутого Закона, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, признав спорные решения и предписания УФАС законными.
Вопреки доводам подателя жалобы, надлежащих доказательств недостоверности представленных Участником сведений (справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата - пункт 22 Постановления от 29.12.2020 N 2343) не представлено.
Принятие Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности", согласно которому осуществляется переход на реестровую модель предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности (т.е. юридически значимой становится запись в реестре лицензий) не умаляет возможности Заказчика в случае потребности самостоятельно проверить необходимые сведения в реестре лицензий. При этом отсутствие технической возможности либо иные препятствия не могут ставить под сомнение достоверность представленной Участником информации.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в целом основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы судов и УФАС, влияли бы на законность и обоснованность судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А56-121676/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Управление информационных технологий и связи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам подателя жалобы, надлежащих доказательств недостоверности представленных Участником сведений (справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата - пункт 22 Постановления от 29.12.2020 N 2343) не представлено.
Принятие Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности", согласно которому осуществляется переход на реестровую модель предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности (т.е. юридически значимой становится запись в реестре лицензий) не умаляет возможности Заказчика в случае потребности самостоятельно проверить необходимые сведения в реестре лицензий. При этом отсутствие технической возможности либо иные препятствия не могут ставить под сомнение достоверность представленной Участником информации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2023 г. N Ф07-15040/23 по делу N А56-121676/2022
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15040/2023
23.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10608/2023
09.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-121676/2022