27 октября 2023 г. |
Дело N А21-13150/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 25.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Виктория" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А21-13150/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул.Коперника, д.2-4, пом.9, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - ГП КО "ЕСОО", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Садоводческого некоммерческого товарищества "Виктория", адрес: 238510, Калининградская обл., Балтийский р-н, г. Приморск, ул. Железнодорожная, д.131, ОГРН 1023902095030, ИНН 3901005810 (далее - СНТ "Виктория", Товарищество) 1 576 567 руб. 17 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.01.2019 по 31.08.2022 и 66 397 руб. 73 коп. пени по состоянию на 12.12.2022 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Товарищество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, приведшее к ошибочным выводам. Податель жалобы настаивает на том, что региональный оператор не оказывал СНТ услуги в спорный период и требования Предприятия о взыскании с СНТ задолженности с 2019 года необоснованны и не подтверждены надлежащими доказательствами, поскольку одни акты таковыми не являются. В обоснование своей позиции указывает, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) заключен по заявке СНТ только в июле 2022 года, до этого времени в виду отсутствия контейнерной площадки осуществлялся сомовывоз отходов членами СНТ. Относительно заключенного договора, ответчик выражает несогласие с его условиями, указав, что истец в договор включил не соответствующее действительности количество членов СНТ, которое фактически иное, чем указано в договоре, поскольку согласно выписке из Росреестра на территории СНТ имеется всего 16 жилых строений (домовладений), на остальных 305 участках домовладения отсутствуют и собственники на них не проживают. В обоснование своих доводов ссылается на Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2022 N 39-ЭС22-10066.
Представители Предприятия и Товарищества, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
От Предприятия поступил отзыв о несогласии с доводами жалобы по изложенным в нем основаниям.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ГП КО "ЕСОО" является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области с 01.01.2019 и действует на основании выданной ему Лицензии N(39)-4360-СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и Соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и Предприятием 20.06.2018, а также руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
СНТ "Виктория" 07.07.2022 обратилось в адрес Регионального оператора с заявкой вх. N 621 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
К указанной заявке потребитель представил протокол заседания членов правления СНТ "Виктория" от 15.05.2022 N 02, содержащий информацию о решении заключить договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ГП КО "ЕСОО", а также протокол очередного общего собрания членов СНТ от 15.05.2022 N 1 - с информацией об общем количестве членов садоводческого товарищества -321 человека.
На основании представленных потребителем данных 13.07.2022 Региональным оператором подготовлен договор N 240917997 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор), в котором в пункте 5 указано, что датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Договор с подписью ГП КО "ЕСОО" в двух экземплярах направлен в адрес СНТ письмом от 14.07.2022 исх. N 11456.
Товарищество, подписанный экземпляр Договора в адрес истца не вернуло.
Посчитав, что Договор N 240917997 считается заключенным с 01.01.2019 на условиях типового Договора по цене Регионального оператора, указанной в Договоре и в период с 01.01.2019 по 31.08.2022 за Товариществом образовалась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в сумме 1 576 567 руб. 17 коп., Региональный оператор 15.09.2022 направил ответчику претензию о погашении задолженности.
Оставление Товариществом претензии без исполнения послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, сочли правомерным требование Регионального оператора об уплате задолженности и пени за услуги по вывозу ТКО как по праву, так и размеру.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 той же статьи на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи). Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156, согласно пункту 8 (18) которых региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в свою очередь - в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (абзац четвертый пункта 8(17) Правил N 1156).
Соответствующая информация размешена ГП КО "ЕСОО" на сайте nttps:new.esoo39.ru.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 Правил N 1156.
Таким образом, заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
При этом юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Учитывая означенное правовое регулирование, суды пришли к обоснованному выводу, что договорные отношения оформляются и договор считается заключенным на условиях типового договора. Более того, как таковое отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
При этом суды, установили, что Товарищество 07.07.2022 обратилось в адрес Регионального оператора с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Однако, поскольку подготовленный Региональным оператором Договор N 240917997, Товарищество не подписало и в адрес истца не вернуло, суды пришли к выводу, что с 2019 года между сторонами заключен договор по типовой форме.
Удовлетворяя исковые требования в заявленном Региональным оператором размере, суды сочли доказанным как факт оказания услуг, так и размер задолженности, сославшись на материалы дела.
Между тем, Товарищество, отрицая вывоз Региональным оператором ТКО с территории СНТ, а также предоставление для сбора ТКО контейнерной площадки, расположенной на иной территории, с таким выводом судов не согласно, считает этот вывод необоснованным и не подтвержденным надлежащими доказательствами.
Как указывает податель жалобы, подписанные в одностороннем порядке и представленные истцом в дело акты от 31.07.2022, факт оказания услуг за период с 01.01.2019 по 31.08.2022 не подтверждают. Иных документов в деле не имеется.
Суд округа считает данный довод заслуживающим внимания в силу следующего.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Аналогичное требование предъявляется к потребителям, которые должны осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункты 9 и 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039; далее- Правила N 1039).
В силу пункта 11 Правил N 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В такой реестр включаются данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 15 Правил N 1039).
С учетом изложенного, место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО и в том случае, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
В материалы дела представлен проект Договора N 240917997 (направленный ответчику 14.07.2022) с приложением N 1 с указанием места нахождения контейнерной площадки с географическими координатами и адресной привязкой к территории.
В своих пояснениях СНТ утверждает, что площадка для вывоза ТКО была организована только в октябре 2022 года, а до этого времени осуществлялся вывоз отходов самими собственниками участков.
Тогда как, истец, требуя оплаты задолженности за вывоз ТКО, не представил доказательства из какого именно места накопления отходов с 2019 года производился забор и вывоз ТКО Товарищества (т.е. реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории соответствующего муниципального образования Калининградской области и отражение на Территориальной схеме). При этом, из актов от 31.07.2022 эта информация также не усматривается.
Суду при оценке указанных актов также надлежит обратить внимание на положение типового Договора, относящееся к порядку и срокам их оформления и выставления, а равно сопутствующим актам счетам.
Поскольку судами данные обстоятельства не устанавливались, эти факты надлежит проверить суду первой инстанции при новом рассмотрении дела, поскольку услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека (так называемая презумпция), если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статьи 286 и 287 АПК РФ); поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит принять во внимание указанный выше предмет доказывания, повторно оценить, представленные истцом и ответчиков доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ и полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, принять законное и обоснованное решение, распределив в порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы, возникшие в связи с рассмотрением дела в судах трех инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А21-13150/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Аналогичное требование предъявляется к потребителям, которые должны осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункты 9 и 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039; далее- Правила N 1039)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2023 г. N Ф07-12876/23 по делу N А21-13150/2022