30 октября 2023 г. |
Дело N А66-13086/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Рудницкого Г.М.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - Роженко О.Ю. (доверенность от 03.05.2023), от Департамент финансов администрации города Твери - Ковалевой И.И. (доверенность от 18.07.2022),
рассмотрев 19.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А66-13086/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент финансов администрации города Твери (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Управление), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о взыскании с Российской Федерации в лице Управления за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 16 299 120 руб. 64 коп., в том числе 15 709 120 руб. 64 коп., понесенных в связи с ремонтом здания, 590 000 руб., понесенных в связи с необходимостью проведения технического обследования (требования с учетом уточнений, принятых судом).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства (далее - Департамент ЖКХ), Греули Лалы Гергиевны, Бочаровой Ольги Леонидовны, Майсурадзе Анастасии Гурамовны, Цицавой Мананы Давидовны, Китаевой Жанны Владимировны, Окроян Жужуны Мкртичовны, Шаламовой Марины Дмитриевны, Шаламовой Ларисы Николаевны, Шаламова Дениса Дмитриевича, Варданян Элены Овиковны, Пахарьковой Оксаны Викторовны, Зарифовой Оксаны Петровны, Гольденберга Григория Моисеевича, Смирнова Дениса Александровича, Саркисяна Мирона Давидовича, Алиева Руслана Багаевича, Волковой Галины Алексеевны, Греули Лаша-Георгия Георгиевича, Королевой Ольги Павловны, Белоусовой Ольги Владимировны, Гуламова Андрея Сергеевича, Скворцовой Лидии Юрьевны, Ямовой Галины Николаевны, Лебец Ильи Сергеевича, Лебец Жанны Викторовны, Лебец Виктории Романовны, Тимониной Ксении Александровны, Тимонина Самира Илгаровича, Тимонина Алексея Александровича, Тимониной Майи Илгаровны, Калыгиной Ирины Анатольевны, Калыгина Александра Романовича, Волковой Галины Алексеевны, Вересовой Ксении Алексеевны, Вересовой Екатерины Алексеевны, Баландина Алексея Алексеевича, Архипова Сергея Сергеевича, Архиповой Любови Александровны, Иващенко Дины Анатольевны, Иващенко Павла Андреевича, Иващенко Дарьи Артемовны, Иващенко Александры Алексеевны, Кучерова Алексея Александровича, Пискуновой Людмилы Викторовны, Кизина Константина Евгеньевича, Витько Ольги Николаевны, Витько Юлии Сергеевны, Витько Вадима Сергеевича, Алексеева Ивана Степановича, Коптева Виталия Евгеньевича, Коптева Артема Евгеньевича, Лилетакиса Павлоса Янисовича, Лилетакис Марии Янисовны, Кожановой Ольги Ивановны, Курбоновой Елены Анатольевны, Калыгиной Ирины Анатольевны, Калыгина Александра Романовича, Антоненко Ксении Олеговны, Гусевой Любови Юрьевны, Гусевой Лилии Вениаминовны, Шило Александра Николаевича, Козлова Данилы Павловича, Воскобой Михаила Сергеевича, Воскобой Сергея Николаевича, Кривоногих Ивана Ивановича, Соколова Игоря Александровича, Голубевой Натальи Николаевны, Голубевой Алены Валерьевны, Садовниковой Нины Павловны, Маловой Натальи Александровны, Пшеничных Александра Владимировича, Пшеничных Ксении Александровны, Смирновой Дарьи Алексеевны, Бойковой Анастасии Олеговны, Бойковой Людмилы Александровны, Бойкова Андрея Олеговича, Нестеренко Ильяса Витальевича, Нестеренко Ларисы Львовны, Нестеренко Владислава Витальевича, Нестеренко Ильдара Витальевича, Сергеевой Ирины Владимировны, Черняева Сергея Валерьевича, Черняева Сергея Юрьевича, Павловской Анны Эдуардовны, Павловского Сергея Эдуардовича, Павловского Валентина Эдуардовича, Павловской Любови Николаевны, Клименко Галины Анатольевны, Федотовой Маргариты Николаевны, Цицавой Татушы Покроевны, Малинина Константина Анатольевича, Сычева Александра Геннадьевича, Сычева Владимира Геннадьевича, Шило Александра Николаевича, Киреевой Алеси Павловны, Борисовой Ольги Игоревны, Мамхягова Мухаммеда Мачраиловича, Зиминой Олеси Николаевны, Зиминой Екатерины Александровны, Зимина Александра Анатольевича, Мочалкина Данила Николаевича, Агафоновой Виктории Алексеевны, Воскобой Натальи Викторовны, Воскобой Екатерины Александровны, Воскобой Александра Николаевича, Набиева Рафига Низимовича, Тюрикова Павла Дмитриевича, Тюрикова Николая Дмитриевича, Уланского Сергея Ивановича, Рубцова Сергея Васильевича, Шестопалова Ильи Дмитриевича, Шестопалова Дмитрия Александровича, Григорян Тегмины Рудольфовны, Дупленской Анны Сергеевны, Шихсаидова Магомедзакира Забидиновича, Шихсаидова Магомедзакира Забидиновича, Киселевой Анастасии Александровны, Киселевой Натальи Витальевны, Киселевой Анастасии Александровны, Киселевой Натальи Витальевны, Орлова Евгения Викторовича, Орловой Надежды Борисовны, Орлова Виктора Павловича, Смирновой Марины Петровны, Царева Ярослава Юрьевича, Царевой Татьяны Александровна, Царевой Ульяны Юрьевны, Калугиной Надежды Валерьевны, Калугиной Кристины Евгеньевны, Калугина Валерия Дмитриевича, Володковой Галины Петровны, Грачевой Ольги Евгеньевны, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Солнечный город"
Решением суда первой инстанции от 11.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2023, заявленные Департаментом исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Департамента, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 17.08.1999 по делу N 2724 сделка по приватизации Тверской прядильно-ткацкой фабрики им. А.П. Вагжанова в части передачи в уставный капитал открытого акционерного общества "Тверская прядильно-ткацкая фабрика им. А.П. Вагжанова" жилых домов признана недействительной, дом N 45, корпус 1 (общежитие, инвентаризационный номер 3) по улице Спартака в городе Твери 1908 года постройки (далее - дом) возвращен в федеральную собственность.
Решениями Пролетарского районного суда города Твери с 2015 года по 2016 год часть квартир приватизирована в собственность граждан.
В доме 30.05.2020 произошло обрушение кирпичной кладки стены фасада в местах общего пользования жилого дома на высоту от цоколя до карниза свеса, в результате которого образовалось сквозное отверстие на улицу.
Согласно заключению строительно-технической судебной экспертизы от 31.08.2020 N СТ-2356/2 техническое состояние конструкций дома с технической точки зрения угрожает жизни и здоровью граждан.
Управление осуществляло полномочия собственника в отношении находящихся в федеральной собственности жилых помещений дома: комнаты N 6-8, 10, 12, 15-17, 19, 23, 25-29, 33, 53-55, 58, 70, 80, 87-89, 97, 100, 103, 104, 106, 108-111, 114, 117, 118, 122, 123, 128, 133.
На заседании рабочей группы Комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации города Твери 02.06.2020 (протокол N 16) Управлению, как собственнику жилых помещений, рекомендовано принять меры по проведению технического обследования дома, а также провести аварийно-восстановительные работы.
Несмотря на частичное разрушение дома по поручению Росимущества от 02.11.2020 N ЕГ-07/34703 распоряжением Управления от 20.11.2020 N 332-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области" в собственность муниципального образования город Тверь переданы жилые помещения: комнаты N 6-8, 10, 12, 15-17, 19, 23, 25-29, 33, 53-55, 58, 70, 80, 87-89, 97, 100, 103, 104, 106, 108-111, 114, 117, 118, 122, 123, 128, 133.
По обращению Управления право муниципальной собственности на указанные выше комнаты зарегистрировано в Едином государственном реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В доме 01.04.2021 произошло дальнейшее обрушение части кирпичной кладка фасада дома (увеличение сквозного отверстия, ведущего на улицу).
На заседании рабочей группы Комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации города Твери 01.04.2021 администрации города Твери (протокол от 01.04.2021 N 9) стало известно о зарегистрированном праве муниципальной собственности.
На заседании рабочей группы Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Твери 02.04.2021 Департаменту ЖКХ поручено определить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту дома; подготовить проект постановления администрации города Твери о проведении капитального ремонта общего имущества дома; Департаменту финансов - рассмотреть возможность выделения финансовых средств на выполнение мероприятий, сложившихся в результате чрезвычайных ситуации.
Постановлением администрации города Твери от 06.04.2021 N 395 принято решение о проведении капитального ремонта крыши, устройство выходов на крышу, капитального ремонта фасада, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и водоснабжения, водоотведения и газоснабжения дома, а также провести техническое обследование данного дома.
За счет средств казны муниципального образования "Город Тверь" с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и сохранения нормальной жизнедеятельности жителей города Твери на восстановление обрушенной части стены дома выплачено подрядным организациям 15 709 120 руб. 64 коп.
Департаментом ЖКХ заключен муниципальный контракт от 22.06.2021 N 35 по обследованию, разработке проектной, сметной и рабочей документации (раздел КР) по объекту. Цена контракта 1 246 985 руб. 31 коп. Департаментом ЖКХ подписан акт выполненных работ и оплачены работы (за вычетом пени) на сумму 1 237 558 руб. 10 коп. (счет на оплату от 23.08.2021 N 16, акт от 23.08.2021 N 12, платежное поручение от 31.08.2021 N 1018).
Департаментом ЖКХ заключен муниципальный контракт от 03.09.2021 N 52 на выполнение аварийно-восстановительных работ (капитальный ремонт) на объекте. Цена муниципального контракта 14 186 614 руб. Департаментом ЖКХ и строительства подписаны акты выполненных работ и оплачены работы на сумму 13 826 046 руб. (счет на оплату от 03.11.2021 N 34, акты формы КС-2, КС-3 от 03.11.2021, платежное поручение от 08.11.2021 N 1219, счет от 15.12.2021 N 39, акты формы КС-2, КС-3 от 15.12.2021, платежное поручение от 17.12.2021 N 1653.
Также департаментом ЖКХ заключен муниципальный контракт от 03.09.2021 N 53 на оказание услуги по осуществлению строительного контроля (технического надзора) за выполнением подрядных аварийно-восстановительных работ (капитальный ремонт) на объекте. Цена муниципального контракта 265 752 руб. 11 коп. Департаментом ЖКХ подписаны акты выполненных работ и оплачены работы на сумму 263 244 руб. 27 коп. (счет на оплату от 16.12.2021 N 73, акт от 16.12.2021 N 73, платежное поручение от 22.12.2021N 1803).
Департаментом ЖКХ заключен муниципальный контракт от 03.09.2021 N 54 на оказание услуг по авторскому надзору и научному руководству за выполнением подрядных аварийно-восстановительных работ (капитальный ремонт) на объекте, цена муниципального контракта составила 382 506 руб. 74 коп. Департаментом ЖКХ подписаны акты выполненных работ и оплачены работы на сумму 382 272 руб. 27 коп. (счет на оплату от 29.12.2021 N 45, акт от 29.12.2021 N 36,платежное поручение от 29.12.2021 N 1946).
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Твери от 08.09.2021 по делу N 2а-824/2021 по иску прокурора Пролетарского района города Твери признано незаконным бездействие Управления, выразившегося в непринятии достаточных мер по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, находившихся в государственной собственности в доме 45 корпус 1 на улице Спартака в городе Твери до передачи их в муниципальную собственность города Твери; признано незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в непринятии достаточных мер по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Твери с 15.03.2021 в названном доме; на администрацию города Твери возложена обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
Во исполнение указанного решения суда администрацией города Твери, как собственником помещений, переданных распоряжением Управления от 20.11.2020 N 332-р в муниципальную собственность, через уполномоченное структурное подразделение инициировано проведение заседания Комиссии для рассмотрения вопроса о признании объекта аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Во исполнение решения комиссии (протокол от 08.12.2021 N 18) департаментом ЖКХ заключен муниципальный контракт от 20.12.2021 N 75 на проведение технического обследования объекта на сумму 590 000 руб. Работы по указанному контракту приняты, 28.02.2022 подписан акт N 4, на основании счета на оплату от 28.02.2022 N 4, платежного поручения от 15.03.2022 N 663 произведена оплата по контракту в сумме 590 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Твери от 10.06.2022 по делу N А66-2а-813/2022 распоряжение Управления от 20.11.2020 N 332-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области" признано незаконным и отменено.
Апелляционным определением от 19.10.2022 по делу N 2а-824/2021 решение Центрального районного суда города Твери от 08.09.2021 отменено в части признания незаконным бездействия администрации города Твери, выразившегося в непринятии достаточных мер по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Твери с 15.03.2021 в названном доме, а также в части возложения на администрацию города Твери обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения N 47.
Департамент обратился в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что в результате принятия Управлением незаконного распоряжения о передаче помещений, требующих ремонта, в муниципальную собственность, на муниципальное образование "Город Тверь" неправомерно возложено бремя несения расходов, связанных с аварийно-восстановительным ремонтом объекта в сумме 15 709 120 руб. 64 коп., а также бремя несения расходов на проведение технического обследования объекта на сумму 590 000 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования к Управлению в полном объеме, признав их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Удовлетворяя исковые требования Департамента, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что муниципальное образование "Город Тверь" было вынуждено нести указанные расходы, связанные с ремонтом дома, как собственник жилых помещений, переданных Управлением в муниципальную собственность. Поскольку вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции решение Управления о передаче в муниципальную собственность жилых помещений, находящихся в указанном доме, признано незаконным, то право муниципальной собственности нельзя считать возникшим. Следовательно, у муниципального образования отсутствовала обязанность по ремонту дома.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что понесенные муниципальным образованием "Город Тверь" расходы на ремонт дома являются для него убытками, причиненными незаконным бездействием Управления, выразившегося в непринятии достаточных мер по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, находившихся в государственной собственности, а также являются следствием незаконного решения Управления о передаче указанных помещений в муниципальную собственности.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статей 2 и 124 ГК РФ указанная норма подлежит применению к отношениям между публично-правовыми образованиями.
Кассационная инстанция также считает правильным отклонение судами первой и апелляционной инстанций доводов Управления о том, что заявленные к взысканию расходы не могут быть в полном объеме отнесены на Российскую Федерацию, являющуюся собственником лишь части жилых помещений в доме. Суды обоснованно исходили из того, что в данном случае расходы были понесены муниципальным образованием в целях ликвидации чрезвычайной ситуации, угрожавшей жизни и здоровью граждан, в условиях, когда Российская Федерация как публичный собственник жилищного фонда неправомерно уклонилась от выполнения своих обязанностей по содержанию дома.
Кассационная инстанция отмечает, что Российская Федерация не лишена возможности вне рамок настоящего дела урегулировать с иными собственниками помещений в доме имущественные вопросы, связанные с распределением бремени содержания общего имущества, в том числе с расходами на ремонт дома, взысканными с Управления в качестве убытков, если считает, что к данной ситуации не подлежат применению положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А66-13086/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решение Арбитражного суда Тверской области от 11.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А66-13086/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.08.2023.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статей 2 и 124 ГК РФ указанная норма подлежит применению к отношениям между публично-правовыми образованиями.
...
Кассационная инстанция отмечает, что Российская Федерация не лишена возможности вне рамок настоящего дела урегулировать с иными собственниками помещений в доме имущественные вопросы, связанные с распределением бремени содержания общего имущества, в том числе с расходами на ремонт дома, взысканными с Управления в качестве убытков, если считает, что к данной ситуации не подлежат применению положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2023 г. N Ф07-14591/23 по делу N А66-13086/2022
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13317/2024
05.07.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3555/2024
30.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14591/2023
03.08.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4896/2023
11.05.2023 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13086/2022