31 октября 2023 г. |
Дело N А56-113584/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Старченковой В.В.,
рассмотрев 31.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А56-113584/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманэнергосбыт", адрес: 183034, г. Мурманск, Свердлова ул., д. 39, корп. 1, ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139 (далее -Общество), обратилось с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение) и Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство) о взыскании 391 833 руб. 23 коп. задолженности по оплате потерь в тепловых сетях за период с 01.09.2019 по 31.08.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") и федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ").
Решением от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.07.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.04.2023 и постановление апелляционной инстанции от 17.07.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку обязательства по обеспечению коммунальными ресурсами объектов, подведомственных Министерству, возложены на ФГБУ "ЦЖКУ". Учреждение в соответствии с уставом и учредительными документами не уполномочено на содержание объектов Министерства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Учреждение направило в суд кассационной инстанции через систему подачи документов "Мой арбитр" ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом округа.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с 09.12.2020 теплотрасса, расположенная по адресу: Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Гаджиево, ул. Гаджиева, кадастровый номер 51:23:0010101:2435, и с 22.12.2016 по 26.01.2022 наружные тепловые сети, расположенные по адресу: Мурманская обл., ЗАТО Александровск, г. Гаджиево, ул. Гаджиева, д. 30, кадастровый номер 51:23:0010101:2257, находились в оперативном управлении Учреждения, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Собственником указанных сетей является Российская Федерация.
В обоснование иска Общество указало, что поскольку владельцем тепловых сетей, по которым передавалась тепловая энергия потребителям Общества, является Учреждение, то оно, как владелец сетей, должно поддерживать их в исправном техническом состоянии, а также компенсировать возникшие в них тепловые потери.
Ссылаясь на наличие у Учреждения задолженности по оплате стоимости тепловых потерь, возникших в вышеуказанных тепловых сетях в период с сентября 2019 года по 26.01.2022, Общество направило в адрес Учреждения претензию от 30.09.2022 N 1-26-10/18635 с требованием погасить образовавшуюся задолженность. Требования претензии оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Учреждением обязательства по оплате стоимости тепловых потерь в сетях, возникших в спорный период, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, которое, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В соответствии пунктом 5 статьи 13 Закона 190-ФЗ теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями.
Общество, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
Собственник тепловых сетей в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть обязан оплачивать потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии в виде разницы между переданной и оплаченной тепловой энергией.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
Независимо от наличия или отсутствия договора с ресурсоснабжающей организацией владелец тепловых сетей также обязан компенсировать потери тепловой энергии в принадлежащих ему сетях.
Факт нахождения спорных участков тепловых сетей в спорный период в оперативном управления Учреждения подтвержден выписками из ЕГРН.
Оценив представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период с сентября 2019 года по август 2022 года истец передал по спорным сетям тепловую энергию потребителям, при этом задолженность по оплате стоимости потерь в тепловых сетях, принадлежащих ответчику, составила 391 833 руб. 23 коп.
Из искового заявления, претензии и расчета истца (л.д. 35) следует, что истец взыскивает с ответчика стоимость потерь тепловой энергии в сетях.
Поскольку в спорный период тепловые сети находились на праве оперативного управления у Учреждения, то именно оно должно компенсировать истцу, возникшие в них потери. Следовательно, Учреждение является надлежащим ответчиком по делу.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод жалобы о том, что задолженность подлежит взысканию с ФГБУ "ЦЖКУ", которое исполняет функции по оплате коммунальных расходов, поскольку в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт передачи в управление ФГБУ "ЦЖКУ" тепловых сетей в спорный период, равно как и возложение на него обязанности по оплате тепловых потерь в сетях.
Суды проверили расчет задолженности, представленный истцом, признали его обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Учитывая, что Министерство является собственником имущества Учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, и руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, положениями о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили субсидиарную ответственность по долгам Учреждения на Министерство в случае отсутствия у Учреждения денежных средств.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А56-113584/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
...
Учитывая, что Министерство является собственником имущества Учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, и руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, положениями о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили субсидиарную ответственность по долгам Учреждения на Министерство в случае отсутствия у Учреждения денежных средств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2023 г. N Ф07-14037/23 по делу N А56-113584/2022
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14037/2023
17.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17218/2023
14.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-113584/2022