31 октября 2023 г. |
Дело N А56-92222/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Чуватиной Е.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации Малиновского А.В. (доверенность от 02.10.2023), от Министерства обороны Российской Федерации Голубничего Г.С. (доверенность от 20.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 по делу N А56-92222/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - КГИОП, комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному военному образовательному учреждению высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6, лит. Ж, ОГРН 1037804002500, ИНН 7802048578 (далее - учреждение, академия), об обязании в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Женское отделение", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Обуховская больница", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 47, лит. Б, выполнить работы по реставрации фасадов и крыши, ремонт северной служебной лестницы, установить информационные надписи и обозначения; а также просил взыскать с академии в пользу комитета на случай неисполнение решения суда в установленный судом срок 50 000 руб., а в случае дальнейшего неисполнения решения суда по 100 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Определением суда от 09.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 03.04.2023 суд обязал академию в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в отношении спорного объекта выполнить испрашиваемые в исковом заявлении работы и установил размер денежных средств, подлежащих взысканию с академии в пользу комитета: 10 000 руб. за неисполнение решения суда в установленный судом срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 15 000 руб. до месяца фактического исполнения решения суда. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.07.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе академия просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что главным распорядителем средств федерального бюджета для академии является Министерство обороны; академия не обладает полномочиями по заключению договоров на реставрацию спорного объекта, так как не является собственником указанного имущества; финансирование работ по реставрации осуществляется Министерством обороны, которое не предоставило академии бюджетные средства на выполнение реставрационных работ на объекте.
В отзывах на кассационную жалобу комитет просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами, Министерство обороны поддерживает доводы, изложенные в жалобе.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представители учреждения и Министерства обороны поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. КГИОП о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В соответствии с распоряжением КГИОП от 17.04.2015 N 10-161 "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 47, лит. Б, является объектом культурного наследия регионального значения "Женское отделение", входящим в состав объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Обуховская больница". Предмет охраны указанного объекта утвержден распоряжением КГИОП от 21.04.2015 N 10-167.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.01.2022 N КУВИ-001/2022-9499037 указанный объект, собственником которого является Российская Федерация, передан на праве оперативного управления академии.
Письмом от 13.02.2018 N 07-20-82/17-26-0 КГИОП направил академии для исполнения копию распоряжения КГИОП от 13.02.2018 N 07-19-62/18, которым в силу части 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца объекта.
Согласно пункту 1 части двадцать пятой раздела 6 охранного обязательства академии необходимо выполнить работы по сохранению объекта, определенные комитетом на основании акта технического состояния объекта от 30.06.2017, а именно: на основании задания и разрешения комитета выполнить реставрацию фасадов и крыши объекта, в соответствии с проектной документацией, согласованной с комитетом, в течение 48 месяцев со дня утверждения охранного обязательства - в срок до 13.02.2022; на основании задания и разрешения комитета выполнить ремонт северной служебной лестницы объекта в течение 48 месяцев со дня утверждения охранного обязательства - в срок до 13.02.2022.
Пунктом 7 части двадцать пятой раздела 6 охранного обязательства предусмотрена обязанность академии в установленном порядке обеспечивать установку на объект культурного наследия информационных надписей и обозначений, обеспечивать их содержание, ремонт и восстановление в случае выявленных повреждений или утраты.
В рамках государственного надзора (контроля) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия КГИОП провел 26.08.2022 контрольные (надзорные) мероприятия в отношении названного объекта, по результатам которых установил факт неисполнения требований, установленных пунктами 1, 7 части 25 раздела 6 охранного обязательства, выразившийся в непроведении в установленные в охранном обязательстве сроки работ по сохранению объекта, а также в отсутствии на объекте информационных надписей и обозначений.
Ссылаясь на то, что требования охранного обязательства не исполнены в установленные в охранном обязательстве сроки, работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены, информационные надписи и обозначения на объекте не установлены, КГИОП обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды посчитали доказанными комитетом основания для обязания учреждения совершить определённые действия и удовлетворили иск, установив размер судебной неустойки на случай неисполнения судебного акта.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу положений статьи 47.6 указанного закона охрана объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе, оформлением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Согласно подпункту 2 пункта 7 данной статьи охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения ).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе согласование проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществление в случаях и порядке установленными настоящим законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункты 8, 9, 11 пункта 2 статьи 33, статья 27 Закона об объектах культурного наследия).
Исходя из положений пункта 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия в случае, если объект культурного наследия, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Распоряжением КГИОП от 13.02.2018 N 07-19-62/18 в соответствии с частью 12 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Женское отделение", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Обуховская больница", предусматривающее выполнение на объекте указанных в иске работ и установление информационных надписей и обозначений, а также установлены сроку их выполнения.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь указанными положениями Закона об объектах культурного наследия, правомерно удовлетворили исковые требования комитета.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у него необходимых средств для проведения соответствующих работ применительно к установленным по делу обстоятельствам и нормам права не влияют на правовую оценку заявленных КГИОП требований и не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального либо процессуального права.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 по делу N А56-92222/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе согласование проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществление в случаях и порядке установленными настоящим законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункты 8, 9, 11 пункта 2 статьи 33, статья 27 Закона об объектах культурного наследия).
Исходя из положений пункта 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия в случае, если объект культурного наследия, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Распоряжением КГИОП от 13.02.2018 N 07-19-62/18 в соответствии с частью 12 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Женское отделение", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения ансамбль "Обуховская больница", предусматривающее выполнение на объекте указанных в иске работ и установление информационных надписей и обозначений, а также установлены сроку их выполнения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2023 г. N Ф07-14239/23 по делу N А56-92222/2022