02 ноября 2023 г. |
Дело N А56-81804/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от индивидуального предпринимателя Кабанова Вадима Валерьевича Комарова С.Н. (доверенность от 22.07.2022),
рассмотрев 30.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кабанова Вадима Валерьевича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А56-81804/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кабанов Вадим Валерьевич, ОГРНИП 318784700095282, ИНН 780421666170 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане, адрес: 199155, Санкт-Петербург, Одоевского ул., д. 24, корп. 1, ОГРН 1047855074937, ИНН 7801364683 (далее - Севзапнедра, Департамент), о признании недействительным отказа в приеме заявки, изложенного в письме от 14.07.2022 N 01-10-28/3838, а также об обязании рассмотреть заявку по существу и принять соответствующее решение.
Решением суда первой инстанции от 28.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.07.2023 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что оснований для отказа в приеме заявки не имелось, так как на дату подачи заявки (29.03.2022) она соответствовала всем законодательно установленным требованиям. Департамент не обладал правом принять решение об отказе в предоставлении заявителю права пользования участком недр.
Департамент в письменных пояснениях просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Отсутствие представителя Департамента в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате работ по геологическому изучению (поиск и оценка) песка стекольного в пределах участка недр, расположенного в Чагодощенском районе Вологодской области, по лицензии ВОЛ 01765 ТП, выданной Предпринимателю 11.04.2019, последний за счет собственных средств открыл месторождения полезных ископаемых.
Предприниматель 01.12.2021 подал заявку на установление факта открытия месторождения песка стекольного Карат (вх. Севзапнедра от 01.12.2021 N 7616).
По результатам рассмотрения материалов, оформленного протоколом совещания при заместителе начальника Севзапнедра от 14.01.2022, утвержденного 24.01.2022 начальником Севзапнедра Растрогиным А.Е., заявка Предпринимателя удовлетворена и выдано свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых от 31.01.2022 N ВОЛ 22 НЕМ 00001.
В соответствии с пунктом 17 Порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых и внесения изменений в свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, утвержденного приказом от 26.10.2021 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) N 796, Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) N 19) (далее - Порядок), свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых удостоверяет право на подачу заявки на предоставление права пользования участком недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение недр такого участка, для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, в соответствии со конкретно, статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах).
Затем Предприниматель обратился в Севзапнедра с заявкой (от 29.03.2022 исх. N 21) на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, за исключением участка недр федерального значения и участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезного ископаемого открытого месторождения.
На основании письма Роснедра от 24.05.2022 N ОК-04-30/9759, протокола Севзапнедра от 30.06.2022 рекомендовано отменить протокол совещания от 14.10.2022 и отказать Предпринимателю в выдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения по лицензии ВОЛ 01765 ТП.
Уведомлением от 14.07.2022 N 01-10-28/3838 Предпринимателю отказано в приеме заявки в связи с тем, что заявитель не соответствует абзацу первому пункта 7 Порядка предоставления права пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение недр такого участка, для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых, участка недр местного значения, участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом, утвержденного приказом Минприроды России и Роснедра от 28.10.2021 N 803/21 (далее - Порядок N 803/21), согласно которому заявителем может быть лицо, которое в соответствии со свидетельством об установлении факта месторождения полезных ископаемых обладает правом на подачу заявки для получения права пользования недрами в соответствии с настоящим Порядком.
Учитывая изложенное, Севзапнедра в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Порядка N 803/21 отказало в приеме заявки на основании пункта 1 статьи 14 Закона о недрах.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, обязав Севзапнедра рассмотреть заявку по существу и принять соответствующее решение.
Суд апелляционной инстанции с учетом, в том числе, результатов рассмотрения дела N А56-81800/2022 между теми же сторонами отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 10.1 Закона N 2395-1 одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.
Согласно статье 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 Закона о недрах.
Приказом Минприроды России от 11.11.2004 N 689 была утверждена Инструкция о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, действовавшая до 31.12.2021 (далее - Инструкция N 689).
Как следует из пункта 3 Инструкции N 689, установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой в Роснедра или его территориальные органы заявителем, проводившим работы по геологическому изучению недр в соответствии с выданной лицензией.
Согласно пунктам 7 и 8 Инструкции N 689 заявка регистрируется Роснедра или его территориальным органом на день ее поступления и рассматривается в течение 45 дней с даты поступления. В случае, если представленные материалы в ходе рассмотрения потребуют дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в письменной форме.
Если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в пункте 5 названной Инструкции, заявителю должно быть отказано в удовлетворении заявки (пункт 12 Инструкции N 689).
В силу пункта 5 Инструкции N 689 заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых должна быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения.
В рамках ранее рассмотренного дела N А56-81800/2022 судами установлено, что Предприниматель представил в Департамент в целях прохождения государственной экспертизы для установления факта открытия месторождения твердых полезных ископаемых отчет с технико-экономическим обоснованием временных разведочных кондиций и подсчетов запасов по состоянию на 01.01.2021, государственная экспертиза которого была пройдена (заключение от 05.02.2021), результаты экспертизы утверждены протоколом Департамента от 12.02.2021 N 02-21/ВО, и на государственный учет ранее приняты полезные ископаемые - песок стекольный месторождения "Карат" в количестве запасов - 1713 тыс. (забалансовых запасов - 349 тыс. т, балансовых запасов - 1364 тыс. т).
Суд кассационной инстанции в деле N А56-81800/2022, отказывая в удовлетворении требований Предпринимателя об оспаривании решения Департамента от 05.07.2022 N 01-10-15/3639 об отказе в удовлетворении заявки о признании факта открытия месторождения, указал, что материалы государственной экспертизы, утвержденные протоколом от 28.10.2021 N 17-21/ВО, являются лишь дополнением к ранее утвержденным, в связи с чем протокол совещания от 28.10.2021 N 17-21/ВО не может являться основанием для подачи Предпринимателем заявки от 01.12.2021 в отношении объекта, запасы которого уже ранее поставлены на государственный учет, а представленные дополнением к отчету фактические данные по запасам полезных ископаемых (дублирующие сведения отчета) не позволяют классифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых.
Частью 2 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С 01.01.2022 вступил в действие Порядок N 803/21.
Согласно подпункту 1 пункта 6 Порядка N 803/21 для получения права пользования участком недр необходимо предоставить, в том числе, заявку, в которой должны быть указаны:
б) наименование месторождения полезных ископаемых и (или) участка недр, испрашиваемого для предоставления в пользование (при наличии);
в) реквизиты лицензии на пользование участком недр, на котором открыто месторождение полезных ископаемых;
г) реквизиты свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых.
В силу пункта 11 Порядка N 803/21 территориальный орган Роснедра, в который в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка подана заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты ее регистрации, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений, наличия в составе заявки документов и сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 6 настоящего Порядка, соответствия заявителя требованию, предусмотренному абзацем первым пункта 7 настоящего Порядка.
При этом в силу абзаца первого пункта 7 Порядка N 803/21 заявителем может быть лицо, которое в соответствии со свидетельством об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых обладает правом на подачу заявки для получения права пользования недрами в соответствии с настоящим Порядком.
В случае несоответствия заявителя требованию, предусмотренному абзацем первым пункта 7 настоящего Порядка, территориальный орган Роснедра отказывает в приеме поступившей заявки по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 14 Закона недрах, о чем уведомляет заявителя с использованием личного кабинета недропользователя и (или) по адресу электронной почты, указанному в заявке, и (или) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявке, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
В силу пункта 17 Порядка право на подачу заявки на предоставление права пользования участком недр удостоверяет свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых.
Учитывая изложенное, а именно признание недействительным свидетельства об установлении факта открытия месторождения, Департамент правомерно отказал в приеме настоящей заявки. Протокол совещания от 28.10.2021 N 17-21/ВО не может являться основанием для подачи Предпринимателем заявки от 01.12.2021 в отношении объекта, запасы которого уже ранее поставлены на государственный учет, а представленные дополнением к отчету фактические данные по запасам полезных ископаемых (дублирующие сведения отчета) не позволяют классифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых.
В ссылке на возможность принятия оспоренного решения только комиссией заявитель не учел пояснения Департамента, что в приеме заявки было отказано в соответствии с пунктом 11 Порядка N 803/21, а не в предоставлении права пользования недрами (пункт 21 Порядка N 803/21). Ссылки заявителя на отдельные процедурные несоответствия (в частности, по срокам) не отменяют по существу правомерность позиции Департамента и апелляционного суда, не ведут к восстановлению конечного защищаемого заявителем интереса в данном споре.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А56-81804/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кабанова Вадима Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 11 Порядка N 803/21 территориальный орган Роснедра, в который в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка подана заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты ее регистрации, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений, наличия в составе заявки документов и сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 6 настоящего Порядка, соответствия заявителя требованию, предусмотренному абзацем первым пункта 7 настоящего Порядка.
При этом в силу абзаца первого пункта 7 Порядка N 803/21 заявителем может быть лицо, которое в соответствии со свидетельством об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых обладает правом на подачу заявки для получения права пользования недрами в соответствии с настоящим Порядком.
...
В ссылке на возможность принятия оспоренного решения только комиссией заявитель не учел пояснения Департамента, что в приеме заявки было отказано в соответствии с пунктом 11 Порядка N 803/21, а не в предоставлении права пользования недрами (пункт 21 Порядка N 803/21). Ссылки заявителя на отдельные процедурные несоответствия (в частности, по срокам) не отменяют по существу правомерность позиции Департамента и апелляционного суда, не ведут к восстановлению конечного защищаемого заявителем интереса в данном споре."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2023 г. N Ф07-15285/23 по делу N А56-81804/2022