01 ноября 2023 г. |
Дело N А13-10668/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
при участии от администрации города Вологды Кургановой О.М. (доверенность от 19.07.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А13-10668/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы", адрес: 109147, г. Москва, Марксистская ул., д. 4, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды, адрес: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), о признании незаконными распоряжения Департамента градостроительства Администрации от 15.07.2022 N 1378 в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 75 кв.м по улице Коммунистической города Вологды, и об обязнии утвердить схему расположения указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Вологодская областная энергетическая компания", адрес: 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 99, ОГРН 1163525064955, ИНН 3525372678 (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.05.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие из выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 02.05.2023 и постановление от 13.07.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что большая часть спорной находится в охранной зоне трансформаторной подстанции и что испрашиваемый участок вплотную примыкает к указанному объекту.
Администрация также считает, что образование такого участка площадью 75 кв.м для последующего предоставления в аренду для целей размещения объекта - антенной опоры диаметром 2 м свидетельствует о нерациональном использовании земель.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 04.07.2022 обратилось в Департамент градостроительства Администрации с заявлением от 01.07.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 75 кв.м на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 35:24:0102005 по Коммунистической ул. г. Вологды на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
В заявлении Общество указало, что участок испрашивается для предоставления коммунальных услуг, в целях использования для размещения сооружения с целью создания линий связи и телефонных станций.
Распоряжением Департамента градостроительства Администрации от 15.07.2022 N 1378 (далее - Распоряжение) в утверждении названной схемы отказано на основании пункта 6 статьи 11.9, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), со ссылкой на то, что образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к нерациональному использованию земель.
Общество, полагая Распоряжение незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 11.2, 11.3 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы в соответствии с утвержденной уполномоченным органом схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка определены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, к числу которых, в частности, относится разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ, в том числе, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 6).
Как установили суды, в том числе со ссылкой на акт осмотра от 24.03.2023, составленный с участием Общества и Администрации, спорный участок примыкает к трансформаторной подстанции N 337.
Отклоняя возражения Администрации, мотивированные тем, что образование спорного участка приведет к невозможности использования трансформаторной подстанции N 337, суды сослались на то, что такое основание для отказа в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, не было указано Администрации в оспариваемом Распоряжении.
Между тем, из содержания пункта 1 Распоряжения следует, что основанием для отказа в утверждении схемы Администрацией послужило несоответствие, по мнению Администрации, схемы требованиям к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10), в том числе со ссылкой на нерациональное использование земель.
Соответственно, вопреки выводам судов, исходя из указанных Администрацией оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, положений статьи 11.9 ЗК РФ, обстоятельства возможности или невозможности использования объекта недвижимости, примыкающего к испрашиваемому участку в случае его образования подлежали исследованию при разрешении настоящего спора.
В обоснование своих доводов о том, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, Администрация также указывала, что планируемый к размещению на участке объект связи согласно представленной Обществом рабочей документации представляет собой антенную опору диаметром 2 м, в то время как площадь испрашиваемого для образования участка значительно превышает эту площадь, ссылалась на несоблюдение требований градостроительного регламента территориальной зоны, в пределах которой расположена испрашиваемая территория.
Эти доводы Администрации судами не оценены.
Вопросы о соблюдении при подготовке схемы предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, о наличии или отсутствии установленных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы, судами в полной мере не исследованы.
Изложенное свидетельствует о том, что юридически значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства судами не оценены в процессе разрешения спора, что свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и на основании установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А13-10668/2022 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды, в том числе со ссылкой на акт осмотра от 24.03.2023, составленный с участием Общества и Администрации, спорный участок примыкает к трансформаторной подстанции N 337.
Отклоняя возражения Администрации, мотивированные тем, что образование спорного участка приведет к невозможности использования трансформаторной подстанции N 337, суды сослались на то, что такое основание для отказа в утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане территории, не было указано Администрации в оспариваемом Распоряжении.
Между тем, из содержания пункта 1 Распоряжения следует, что основанием для отказа в утверждении схемы Администрацией послужило несоответствие, по мнению Администрации, схемы требованиям к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10), в том числе со ссылкой на нерациональное использование земель.
Соответственно, вопреки выводам судов, исходя из указанных Администрацией оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, положений статьи 11.9 ЗК РФ, обстоятельства возможности или невозможности использования объекта недвижимости, примыкающего к испрашиваемому участку в случае его образования подлежали исследованию при разрешении настоящего спора.
...
Вопросы о соблюдении при подготовке схемы предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, о наличии или отсутствии установленных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы, судами в полной мере не исследованы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2023 г. N Ф07-15152/23 по делу N А13-10668/2022