02 ноября 2023 г. |
Дело N А56-92542/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сапонджян Е.В. (доверенность от 11.10.2023),
рассмотрев 31.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2021 по делу N А56-92542/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-производственное объединение "Квант", адрес: 173008, город Великий Новгород, Б. Санкт-Петербургская ул., 73, ОГРН 1115321008175, ИНН 5321151441 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-т, д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), о взыскании 146 569,60 руб. неосновательно полученных денежных средств.
Решением суда первой инстанции, принятым путем подписания резолютивной части 01.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полный текст решения первой инстанции изготовлен 19.07.2021 в связи поступлением заявления от Общества.
Определением суда апелляционной инстанции от 15.09.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17.03.2022 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2021 по делу N А56-92542/2020 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В постановлении от 17.03.2022 суд округа указал на выявление Управлением задолженности у Общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2017 год в размере 48 321, 93 руб. и на необходимость установления фактического состояния расчетов по плате за НВОС за спорный период.
При новом рассмотрении суд первой инстанции привлек к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество "Новгородское спецавтохозяйство" (далее - ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство") и общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - ООО "Экосервис"), а также к принял к производству встречный иск Управления о взыскании с Общества в соответствии с бюджетным законодательством платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 48 321, 93 руб., в том числе задолженность "по выбросам" в сумме 402, 51 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2023 с Управления в пользу Общества взыскано 146 628, 25 руб. задолженности. В удовлетворении встречных исковых требований Управления отказано.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 21.06.2023 решение от 21.02.2023 изменил, изложив резолютивную часть судебного акта первой инстанции в следующей редакции.
В удовлетворении первоначального иска отказать. Взыскать с Акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" в бюджет Российской Федерации плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в сумме 48 321, 93 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 21.06.2023, удовлетворить заявление в сумме 146 167, 09 руб. и отказать в удовлетворении встречных требований Управления.
Определением суда кассационной инстанции от 31.10.2023 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ отсутствующая в связи с отпуском судья Аникина Е.А. заменена судьей Мунтян Л.Б. В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения. Ходатайство Общества об отложении судебного заседания подлежит отклонению в связи с отсутствием заслуживающих внимания оснований.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить в силе постановление апелляционной инстанции.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год была представлена Обществом в Управление Росприроднадзора по Новгородской области (правопредшественник Управления) 28.02.2018, а с корректировкой - 06.03.2018. Сумма платы, подлежащая внесению в бюджет, составила 40 213, 67 руб.
Поскольку Общество вносило авансовые платежи в размере 1/4 суммы платы за предыдущий год, образовалась переплата, итоговая сумма к возврату составила 146 569, 60 руб.
Обществом в адрес Управления было направлено обращение от 18.06.2018 N 012/2078 по зачету суммы переплаты в счет авансовых платежей в 2018 году.
От Управления 06.05.2020 в адрес Общества поступил акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 22.04.2020 N 04-20/6179 (далее - Акт).
Согласно Требования о погашении задолженности по плате за НВОС (приложение к Акту) сумма задолженности составила 48 321, 93 руб., в том числе "по выбросам" - 402, 51 руб., "по отходам производства и потребления" - 47 919, 42 руб.
Управление в Акте указало на то, что Обществом ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ; не представлен технический отчет по обращению с отходами, не указано место размещения отходов, не представлены документы, подтверждающие размещение отходов на полигоне, в связи с чем подлежал применению 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.
Общество, полагая, что отказ Управления провести зачет суммы переплаты является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении суд первой инстанции установил факт размещения Обществом твердых отходов на полигоне ТБО г.Малая Вишера в 2017 году в объеме и в количестве, указанных в отчетных документах, в связи с чем удовлетворил первоначальное заявление и отказал во встречных требованиях Управления.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении пришел к противоположному выводу о том, что ни ООО "Экосервис" (полигон), ни ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" (транспортировщик), ни Общество (образователь, поставщик или собственник отходов) не предоставили документов, подтверждающих размещение отходов 4-5 классов опасности на полигоне, в связи с чем признал обоснованными встречные требования Управления и не нашел оснований для удовлетворения первоначального иска, отразив это в новой редакции резолютивной части решения суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки декларации согласно акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 22.04.2020 N 04-20/6179 Управление установило наличие задолженности за 2017 год в размере 48 321 руб. 93 коп. (листы 48-49 тома 1; в том числе "по выбросам" - 402, 51 руб., "по отходам производства и потребления" - 47 919, 42 руб.), в связи с чем выставило требование о ее погашении (приложение к указанному Акту). Начисление платы в сумме 47 919, 42 руб. за размещение отходов производства и потребления за 2017 год связано с применением 5-кратного повышающего коэффициента. В обоснование своей позиции Управление сослалось на отсутствие сведений о размещении отходов производства и потребления на конкретном полигоне.
Общество, являясь юридическим лицом, в своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, начисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Пунктами 1 - 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно пункту 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.
В силу пункта 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
Управление наделено бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании приказа Росприроднадзора от 31.01.2022 N 56 "Об утверждении Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" (пункты 1, 7.9, 7.72).
Судом первой инстанции установлено, что плата за НВОС исчисляется и вносится Обществом самостоятельно. Сумма платы, подлежащей внесению за 2017 год составила 40 213,67 руб.; переплата с учетом внесения авансовых платежей (листы 80-83, 85 том 1) - 146 569, 60 руб.
Суд установил, что между Обществом и ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" заключены договоры от 20.01.2017 N 1260, от 01.05.2017 N 1168, от 01.09.2017 N 1231, от 11.12.2017 N 1260 (далее - Договоры), на вывоз твердых отходов IV и V класса опасности с последующим захоронением на полигоне твердых бытовых отходов.
Суд принял во внимание товарные накладные за 2017 год на покупку талонов на захоронение отходов, оформленные в рамках заключенного ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" с ООО "Экосервис" договора оказания услуг на прием и размещение отходов от 28.07.2015 N 70 (с учетом дополнительных соглашений N 5 и N 12; том 1, листы 183-187), а также документы, подтверждающие оказание ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" услуг в рамках заключенных Договоров.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил факт размещения твердых отходов Общества на полигоне ТБО г.Малая Вишера (полигон, который указан в нормативах образования отходов и лимитов на их размещение) в 2017 году в объемах и количестве, указанных в отчетных документах, наличие переплаты в заявленной сумме, и сделал вывод об отсутствии у Управления оснований для доначисления Обществу платы за НВОС ("по отходам производства и потребления") за 2017 год с применением пятикратного повышающего коэффициента.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно удовлетворил первоначальный иск и отказал во встречных требованиях Управления в части платы за НВОС за 2017 год ("за отходы"). У апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены или изменения решения суда в данной части.
Наряду с этим встречные требования Управления в части платы за НВОС за 2017 ("за выбросы") в сумме 402 руб. 51 коп. признавались Обществом и подлежали удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А56-92542/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по настоящему делу изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
"Первоначальные исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора в пользу акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант", 146 569 руб. 60 коп. излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
Встречные требования удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант", плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 402 руб. 51 коп.
Произвести зачет удовлетворенных требований.
В результате зачета взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074, в пользу акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант", адрес: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 73, ОГРН 1115321008175, ИНН 5321151441, 146 167 руб. 09 коп. излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074, в пользу акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант", адрес: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 73, ОГРН 1115321008175, ИНН 5321151441, судебные расходы в сумме 5382 руб. 18 коп.".
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074, в пользу акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант", адрес: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 73, ОГРН 1115321008175, ИНН 5321151441, судебные расходы по государственной пошлине, уплаченной по платежному поручению от 01.08.2023 N 4301 за подачу кассационной жалобы в размере 3000 руб.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
Управление наделено бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании приказа Росприроднадзора от 31.01.2022 N 56 "Об утверждении Положения о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" (пункты 1, 7.9, 7.72).
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А56-92542/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2023 по настоящему делу изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2023 г. N Ф07-13644/23 по делу N А56-92542/2020
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13644/2023
21.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10961/2023
21.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-92542/20
17.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8016/2021
16.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28338/2021
19.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-92542/20