07 ноября 2023 г. |
Дело N А56-93688/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Племенной завод "Красная Балтика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А56-93688/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Племенной завод "Красная Балтика", адрес: 188520, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Гостилицы, Центральная ул., д. 7, ОГРН 1024702185936, ИНН 4720000114 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188502, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Горбунки, д. 5А, ОГРН 1024702186442, ИНН 4720007053 (далее - Администрация), Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург. Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), о признании за Обществом права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901006:29, установлении (определении) границы земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901006:29 по координатам в соответствии с межевым планом, о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об исходном земельном участке с кадастровым номером 47:14:0901006:29, а также исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:39110, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901006:29.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", адрес: 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188502, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Горбунки, д. 5А, ОГРН 1024702183494, ИНН 4720009036 (далее - КУМИ), Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 03.03.2023 и постановление от 13.07.2023, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что истцом было заявлено требование об установлении границ земельного участка, полагает, что суды, отказав в удовлетворении иска, не исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, фактически не разрешили спор о границах земельных участков.
Общество считает, что снятие спорного земельного участка с кадастрового учета не препятствовало разрешению спора о границах земельных участков, полагает, что его требование о восстановлении в ЕГРН сведений об участке с учетом обстоятельств заключения в отношении него договора купли-продажи и его исполнении подлежало удовлетворению.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и Департамент просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу было выдано свидетельство от 29.10.1993 N 21/8965 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1368 га.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости этот земельный участок был поставлен на кадастровый учет как участок категории земель сельскохозяйственного назначения, с присвоением ему кадастрового номера 47:14:0901000:4.
Впоследствии на основании межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901000:4, в 2013 году произведен кадастровый учет земельного участка площадью 20 900 кв.м, образованного в результате раздела участка с кадастровым номером 47:14:0901000:4, с присвоением этому участка кадастрового номера 47:14:0901006:29.
Актом согласования местоположения границ образованного земельного участка границы вышеуказанного земельного участка были согласованы в индивидуальном порядке с главой администрации Гостилицкого сельского поселения, генеральным директором Общества, а также КУМИ.
Между Обществом (покупателем) и муниципальным образованием "Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" (продавцом) 25.09.2018 был заключен договор купли-продажи земельного участка N 47140901/91/2018-081, по условиям которого продавец обязался передать в частную собственность, а покупатель принять и оплатить земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901006:29 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
На основании указанного договора Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901006:29.
Согласно уведомлению Управления Росреестра от 31.01.2020 в осуществлении указанного регистрационного действия отказано в связи с выявлением пересечения земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901006:29 с границами земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:39110, отнесенного к землям лесного фонда, который был поставлен на кадастровый учет 30.12.2016.
Сведения о наличии такого пересечения отражены в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901006:29.
В этой связи Общество обратилось в межведомственную рабочую группу по рассмотрению документов о несоответствии между материалами государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра в отношении земельных участков, находящихся в ведении сельскохозяйственных организаций Правительства Ленинградской области (Комитет), в ответ на которое было сообщено, что данный вопрос будет решен на комиссии в порядке очередности
Ссылаясь на то, что вопрос о согласовании границ земельных участков не разрешен и что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901006:29 фактически не имеет пересечения границ с землями лесного фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В частности, гражданские права согласно названной норме возникают из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 ГК РФ.
По смыслу положений пунктов 1 и 2 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
Поскольку в силу статьи 12 того же Кодекса признание права является одним из способов защиты права, то лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать возникновения права собственности на недвижимость.
Как разъяснено в пункте 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права; иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в том случае, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо возникли независимо от их регистрации.
Как установили суды, государственная регистрация права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901006:29 не произведена.
Применительно к указанному истцом основанию возникновения права - приобретение земельного участка по договору купли-продажи от 25.09.2018 N 47140901/91/2018-081 - оснований считать, что право собственности Общества на участок возникло независимо от его регистрации, у судов не имелось.
При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении иска в части требования о признании права собственности Общества на спорный участок.
Исходя из пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Индивидуализация земельного участка как объекта права производится посредством описания его местоположения и установления на местности его границ в ходе проведения землеустройства (статья 68 ЗК РФ).
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в ЕГРН о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.
Согласно части 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган снимает земельный участок, указанный в части 14 названной статьи с государственного кадастрового учета, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такого участка не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления.
Суды установили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 47:14:0901006:29 был образован из публичных земель, предоставленных Обществу на праве постоянного бессрочного пользования.
Государственный кадастровый учет в отношении упомянутого земельного участка осуществлен без одновременной государственной регистрации прав на него. При этом, поскольку права на участок зарегистрированы не были, 15.03.2022 указанный он был снят с кадастрового учета.
Сведений о том, что действия уполномоченного органа по снятию земельного участка с кадастрового учета оспорены, признаны незаконными, в материалах дела не имеется.
Доказательства наличия правовых оснований для восстановления в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 47:14:0901006:29 истцом не представлены.
С учетом указанных установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суды обоснованно посчитали, что применительно к предмету заявленных Обществом требований (об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901006:29, который снят с кадастрового учета, о восстановлении сведений об этом участке в ЕГРН, об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 47:14:0000000:39110, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 47:14:0901006:29) не имеется.
При рассмотрении дела суды установили существенные для дела обстоятельства и дали им правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А56-93688/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Племенной завод "Красная Балтика" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в ЕГРН о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.
Согласно части 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган снимает земельный участок, указанный в части 14 названной статьи с государственного кадастрового учета, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такого участка не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2023 г. N Ф07-15705/23 по делу N А56-93688/2022