08 ноября 2023 г. |
Дело N А56-48610/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Бобарыкиной О.А. и Серовой В.К.,
рассмотрев 08.11.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление Жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А56-48610/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманэнергосбыт", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 39, корп. 1, ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342 ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании (с учетом уточнения требований) 787 907 руб. 38 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения в период с января по декабрь 2021 года. При недостаточности денежных средств у Учреждения Общество просило взыскать долг субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление Жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, корп. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Управление).
В дальнейшем Управление исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Истец уточнил требования, просил взыскать с Учреждения и субсидиарно с Министерства 551 479 руб. 03 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с 01.01.2021 по 30.08.2021, с Управление и субсидиарно с Министерства - 236 428 руб. 32 коп. задолженности за период с 31.08.2021 по 31.12.2021.
Решением суда от 23.03.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023, уточненные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просят отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Податели жалобы полагают, что оплачивать тепловую энергию должна управляющая организация, уполномоченная обеспечивать спорный объект коммунальными ресурсами; отмечают, что у помещений имеется безвозмездный пользователь и арендатор.
Управление также обратилось с кассационной жалобой на решение и постановление, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске к Управлению. Податель жалобы со ссылкой на судебные акты по делу N А42-122/2023 указывает на двойное взыскание задолженности за ноябрь и декабрь 2021 года. Кроме того, полагает, что для правильного разрешения спора следовало руководствоваться моментом государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить их без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в заявленный период в отсутствие договора теплоснабжения Общество поставило тепловую энергию в нежилые помещения в многоквартирных домах по адресам: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, село Алакуртти, ул. Содружества, д. 9, помещения II и III (площадью 195,9 кв.м и 165,6 кв.м); д. 12, помещения II и III (площадью 164,8 кв.м и 195,3 кв.м), общей стоимостью 787 907 руб. 38 коп.
Указанные нежилые помещения были закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Во исполнение приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29.07.2021 N 1966 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" нежилые помещения на праве оперативного управления закреплены за Управлением и переданы ему по акту от 31.08.2021.
Общество, ссылаясь на то, что стоимость поставленной в нежилые помещения в период с января по декабрь 2021 года тепловой энергии не оплачена, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды взыскали с Учреждения и субсидиарно с Министерства 551 479 руб. 03 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с 01.01.2021 по 30.08.2021, с Управление и субсидиарно с Министерства - 236 428 руб. 32 коп. задолженности за период с 31.08.2021 по 31.12.2021.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В подтверждение факта поставки тепловой энергии Общество представило в материалы дела счета-расчеты, счета-фактуры и расчет задолженности.
Факт оказания в спорный период услуг по поставке тепловой энергии ответчики не опровергли, данных об отключении спорных объектов от систем теплоснабжения не представили.
Установив факт поставки тепловой энергии в спорные нежилые помещения и отсутствие доказательств ее оплаты, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из положений статей 309 и 310 ГК РФ, взыскали с Учреждения и Управления задолженность, а также привлекли к субсидиарной ответственности Министерство.
Суд апелляционной инстанции правильно отклонил доводы Учреждения и Министерства, что лицом, обязанным оплачивать тепловую энергию, является управляющая компания. Ответчики не опровергли утверждение истца, что договор с управляющей организацией заключен только в отношении общедомовых нужд. Кроме того, Учреждение не доказало, что как владелец нежилых помещений на вещном праве оплачивало тепловую энергию управляющей компании, в связи с чем у той появилась обязанность рассчитаться с Обществом.
Апелляционный суд также обоснованно со ссылкой на пункт 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, отклонил указание Учреждения и Министерства на наличие пользователей и арендаторов помещений. Эти лица договоры с Обществом не заключили, тогда как в отсутствие заключенного с арендатором и иным титульным пользователем нежилого помещения прямого договора с управляющей компанией расходы по оплате коммунальных услуг возлагаются на собственника нежилого помещения.
В то же время при рассмотрении спора суды не учли следующее.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Несмотря на наличие в деле выписок из Единого государственного реестра недвижимости, суды не установили, когда у Управления возникло право оперативного управления в отношении нежилых помещений, а значит с какого момента Управление обязано оплачивать тепловую энергию, поставляемую в эти помещения.
За период до возникновения у Управления права оперативного управления оплачивать ресурс должно Учреждение.
Кроме того, Управление отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 13.03.2023 по делу N А42-122/2023 с него взыскано 326 035 руб. 29 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в спорные нежилые помещения с ноября 2021 по март 2022 года.
Этот довод заслуживает внимания и оценки, так как в настоящем деле взыскивается долг в том числе за ноябрь и декабрь 2021 года.
Суд кассационной инстанции считает, что без учета вышеизложенного судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, проверить обоснованность расчета задолженности и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права вынести законное и обоснованное решение, распределив судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А56-48610/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
...
За период до возникновения у Управления права оперативного управления оплачивать ресурс должно Учреждение.
Кроме того, Управление отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 13.03.2023 по делу N А42-122/2023 с него взыскано 326 035 руб. 29 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в спорные нежилые помещения с ноября 2021 по март 2022 года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2023 г. N Ф07-13699/23 по делу N А56-48610/2022
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16251/2024
16.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19583/2024
02.05.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48610/2022
08.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13699/2023
12.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13482/2023
23.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-48610/2022