10 ноября 2023 г. |
Дело N А21-12483/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Рудницкого Г.М.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - Службиной Е.Н. (доверенность от 09.01.2023), Панкратова И.В. (доверенность от 14.11.2022),
рассмотрев 26.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А21-12483/2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Гусев-Водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) в предоставлении Обществу в пользование водного объекта (части водного объекта) - реки Красной-Блендзянки (Роминте), оформленного письмом от 19.09.2022 N 3766-МПР, а также об обязании Министерства принять решение о предоставлении в пользование Обществу указанного водного объекта в совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов с целью сброса сточных вод, на срок, установленный действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 20.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 01.09.2022 обратилось в Министерство с заявлением (с приложением необходимого комплекта документов и материалов) о предоставления в пользование заявителю водного объекта (части водного объекта) - реки Красной-Блендзянки (Роминте) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Письмом от 01.09.2022 N 3131-МПР Министерство приостановило рассмотрение вопроса о предоставлении водного объекта в пользование. В дальнейшем Министерство письмом от 19.09.2022 N 3766-МПР направило Обществу мотивированный отказ в предоставлении водного объекта, а также возвратило представленные на рассмотрение документы и материалы.
Основанием для отказа в предоставлении в пользование водного объекта или его части послужило непредставление заявителем доработанных документов в течение 5 рабочих дней в соответствии с пунктом 20 "Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18 "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование" (далее - Правила), а именно: доработанной пояснительной записки "обоснование цели, вида и сроков предполагаемого водопользования" с информацией о выполнении Обществом в соответствии с пунктом 96 СанПиН 2.13684-21" установленных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод учитывать существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.
Общество не согласись с данным отказом Министерства и обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Министерства, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Признавая незаконным оспариваемый Обществом отказ Министерства суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно пункт 10 Правил (в редакции, действовавшей в момент принятия Министерством оспариваемого отказа) к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются:
а) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица (за исключением случаев подачи документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)");
б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости;
в) копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (в случае использования водного объекта для строительства причалов);
г) обоснование вида, цели и срока предполагаемого водопользования;
д) согласие на обработку персональных данных (для физических лиц).
В силу пункта 14 Правил к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод кроме документов, указанных в пункте 10 настоящих правил прилагаются:
- сведения о заявляемом объеме сброса сточных вод;
- поквартальный график сброса сточных вод.
Данный перечень сведений и документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, в том числе с целью сброса сточных вод, является исчерпывающим.
Какие-либо дополнительные требования о необходимости представления информации о качестве сбрасываемых сточных вод, о качестве воды в водном объекте Правилами не установлены.
Согласно пункту 21 Правил требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, не допускается.
Суды установили, что Обществом при обращении в Министерство с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод была представлена полная и исчерпывающая информация, перечень которой соответствовал Правилам.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания требовать от Общества дополнительную информацию, а также отказывать в предоставлении водного объекта в пользование в связи с непредставлением заявителем такой информации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А21-12483/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для отказа в предоставлении в пользование водного объекта или его части послужило непредставление заявителем доработанных документов в течение 5 рабочих дней в соответствии с пунктом 20 "Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18 "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование" (далее - Правила), а именно: доработанной пояснительной записки "обоснование цели, вида и сроков предполагаемого водопользования" с информацией о выполнении Обществом в соответствии с пунктом 96 СанПиН 2.13684-21" установленных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод учитывать существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.
...
Согласно пункт 10 Правил (в редакции, действовавшей в момент принятия Министерством оспариваемого отказа) к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются:
...
В силу пункта 14 Правил к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод кроме документов, указанных в пункте 10 настоящих правил прилагаются:
...
Согласно пункту 21 Правил требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, не допускается."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2023 г. N Ф07-15150/23 по делу N А21-12483/2022