17 ноября 2023 г. |
Дело N А05-1661/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спектр плюс" Большакова Д.В. (доверенность от 06.02.2023),
рассмотрев 13.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр плюс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А05-1661/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Спектр плюс", адрес: 163015, г. Архангельск, Окружное ш., д. 25, ОГРН 1092901004382, ИНН 2901192164 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении объекта обработки Общества, расположенного по адресу: г. Архангельск, Окружное шоссе, д. 25 (далее - Объект), в перспективную логистическую модель Территориальной схемы (приложение Б2 и В1), утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 02.12.2022 N 995-пп; возложении обязанности незамедлительно совершить действия по включению Объекта в перспективную логистическую модель Территориальной схемы (приложение Б2 и В1) в соответствии с требованиями действующего законодательства и на условиях не хуже, чем для иных участников товарного рынка.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Архангельской области, адрес: 164004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205 (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 18.05.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, поскольку подтверждением наличия мощностей является получение лицензии на деятельность по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Отказ в допуске к осуществлению деятельности по обработке ТКО по причине наличия другого объекта обработки ТКО является дискриминационным и имеет признаки нарушения законодательства о защите конкуренции. Территориальная схема (пункт 4.1 Приложения А7 "Характеристики объектов обработки отходов") содержит сведения о максимальной мощности объекта обработки. Также Общество указывает, что верно определен ответчик по настоящему делу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе (с дополнениями).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Дополнительные доказательства, представленные заявителем, судом кассационной инстанции не принимаются и не рассматриваются (глава 35 АПК РФ).
Правительство направило возражения на кассационную жалобу, просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства от 11.04.2017 N 144-пп (далее - Постановление N 144-пп) утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области (далее - ТСОО, Территориальная схема).
Обществом получена лицензия от 17.05.2022 регистрационный N Л020-00113-29/00095510 на обработку и сбор отходов IV классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности.
Согласно таблице 2.10 ТСОО "Прогноз образования твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности" объем ТКО в 2022 году на территории агломерации (г. Архангельск, г. Новодвинск, г. Северодвинск) составит 223 780 тонны.
В соответствии с таблицей 3.1 ТСОО "Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" показатель 1.43 "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов" составит в 2022 году 32,7 % или 73 178 тонн.
Согласно приложению Б2 ТСОО "Сводная информация об объектах размещения ТКО" мощность линии сортировки г. Архангельска (координаты 64.536172, 40.593421) составляет 30 000 тонн (13,4 % от общего объема ТКО в агломерации).
Заявитель указывает, что ввел в эксплуатацию мусоросортировочную линию, способную обрабатывать 40 000 тонн ТКО в год, для достижения показателей государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" в 2022 году необходимо дополнительно направить на обработку в агломерации (г. Архангельск, г. Новодвинск, г. Северодвинск) 43 178 тонны ТКО. Следовательно, Общество, являясь оператором по обращению с ТКО, владеющее соответствующей лицензией, имеет реальную возможность обеспечить (совместно с другими организациями) исполнение показателей государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на территории агломерации.
В сентябре - октябре 2022 года Министерство пересматривало ТССО, но в новую версию (проект) Территориальной схемы, в том числе в перспективную логистическую модель данной Схемы, объект обработки Общества не включен.
Заявитель ссылается на то, что 23.09.2022 от Министерства поступило письмо N 204-17/9879 о включении сведений в отношении объекта Общества в ТСОО, в котором сообщено, что в корректируемой Территориальной схеме объект учтен в приложении А7 "Характеристика объектов обработки отходов", то есть Министерство учло данный объект Общества без направления потоков ТКО. Заявитель 31.10.2022 направил письмо N 69-Л с предложением внести корректировки в ТСОО, а именно: включить объект обработки отходов (сортировочную линию), эксплуатируемый силами Общества, в приложения Б2 и В1 как объект обработки ТКО в период с 2022 по 2032 годы и направить для обработки поток ТКО из г. Новодвинска.
Министерство в письме от 14.11.2022 N 204-17/11658 указало, что замечания рассмотрены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Постановление N 1130). Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и о причинах их отклонения размещено 09.11.2022 на официальном сайте Министерства.
На основании данного заключения замечание Общества отклонено в связи с тем, что оно не подтвердило обоснованность своих мощностей, в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология" с привлечением средств федерального бюджета на территории Архангельской области планируется строительство 3-х мусороперерабатывающих комплексов по обращению с ТКО (далее - МСК) общей мощностью 405 тыс. тонн в год в г. Коряжма, г. Няндома и Холмогорском районе и двух полигонов для захоронения ТКО. Потоки отходов планируется направлять на данные МСК.
Постановлением Правительства от 02.12.2022 N 995-пп "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области" утверждены изменения, которые вносятся в ТСОО, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области, утвержденную Постановлением N 144-пп. В новый вариант схемы Общество не включено.
Ссылаясь на то, что Общество подтвердило наличие мощностей письмом от 07.06.2022 N 29-Л, кроме этого, подтверждением наличия мощностей является получение лицензии на деятельность по обработке (сортировке) ТКО, что невключение объекта сортировки Общества в приложение N 7 "Характеристика объектов обработки отходов" не позволяет транспортировать отходы на объект сортировки, не позволяет обеспечить мусоросортировочному комплексу Общества поток отходов, необходимый для осуществления производственной деятельности, не обеспечивает надлежащую организацию и осуществление деятельности по обращению с отходами на весь период действия Территориальной схемы, влечет невозможность установления тарифа Обществу на обработку ТКО, чем нарушаются его права, считая действия Министерства нарушающими часть 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2023) и пунктом 10 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (действующего с 01.01.2023) вопросы утверждения ТСОО, в том числе с ТКО, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение ТСОО.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 упомянутого Закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются ТСОО и федеральная схема обращения с ТКО.
Пунктом 2 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что ТСОО разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ ТСОО должна включать в себя, в том числе: данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 3 Закона Архангельской области от 18.03.2013 N 634-38-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области" (далее - Областной закон N 634-38-ОЗ) утверждение ТСОО в соответствии с документами территориального планирования относится к полномочиям Правительства.
В силу пункта 3 статьи 3 Областного закона N 634-38-ОЗ, подпункта 99.2 пункта 8 положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства от 04.03.2014 N 92-пп (далее - Положение о министерстве), к полномочиям Министерства отнесена разработка ТСОО в соответствии с документами территориального планирования.
В сентябре - октябре 2022 года Министерство пересматривало Территориальную схему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки ТСОО и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с ТКО, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила N 1130).
Как указано в пункте 29 Правил N 1130, корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости.
В силу пункта 30 упомянутых Правил основаниями для корректировки территориальной схемы являются:
а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами;
е) изменение сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 31 вышеназванных Правил замечания и предложения по корректировке территориальной схемы представляются органами и лицами, указанными в подпункте "в" пункта 20 настоящих Правил, в уполномоченный орган в письменном виде.
На основании пункта 32 Правил N 1130 после поступления замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы в уполномоченный орган от органов и лиц, указанных в подпункте "в" пункта 20 Правил N 1130, уполномоченный орган рассматривает их в течение 30 дней на соответствие основаниям, предусмотренным пунктом 30 названных Правил, и принимает решение о внесении изменений в территориальную схему или об отказе ее корректировки.
Как указано в пункте 33 Правил, в случае несоответствия замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет органу или лицу, представившему соответствующие предложения, мотивированный отказ в корректировке территориальной схемы.
В случае наличия в замечаниях и предложениях по корректировке территориальной схемы оснований, предусмотренных пунктом 30 настоящих Правил, корректировка территориальной схемы производится в порядке и с соблюдением сроков, установленных пунктами 20 - 28 настоящих Правил (пункт 34 Правил N 1130).
Как указали суды двух инстанций, право корректировать ТСОО не может быть произвольным, поскольку конкретные основания для этого исчерпывающим образом закреплены в пункте 30 Правил N 1130.
Общество последовательно ссылается на то, что подтвердило наличие мощностей Объекта письмом от 07.06.2022 N 29-Л. Общество ранее обращалось с письмами в Министерство от 19.05.2022 N 16-Л, 06.06.2022 N 28-Л, 15.06.2022 N 32-Л, 20.06.2022 N 33-Л, 25.07.2022 N 43-Л по вопросам корректировки Территориальной схемы.
В письме от 26.05.2022 N 204-17/5514 Министерство просило направить проектные материалы на объект, характеристику планируемой к применению технологии обработки отходов, информацию об оборудовании и техническую документацию.
В ответ на указанное письмо Общество с письмом от 27.06.2022 N 29-Л направило в Министерство проектные материалы, пояснительную записку к намечаемой деятельности по обработке отходов 4-го класса опасности, технический паспорт и руководство по эксплуатации линии сортировки ТКО.
В этой связи суды двух инстанций отметили, что технический паспорт и руководство по эксплуатации линии сортировки ТКО не подтверждают, кто приобрел данное оборудование, где оно установлено, где будут накапливаться поступающие отходы, соблюдаются ли Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657; наличие лицензии, которая, по мнению заявителя, является подтверждением наличия мощностей, подтверждает лишь допуск лица к осуществлению деятельности по обращению с отходами. Ранее Общество сообщало об ориентировочной дате ввода Объекта в эксплуатацию (01.09.2022).
Общество не представило документов о вводе Объекта в эксплуатацию и его соответствии установленным требованиям.
При этом суды отметили, что в данном случае Министерством рассматривалось именно предложение Общества по корректировке подготовленного проекта ТСОО, а не внесение изменений в ТСОО на основании заявления, подаваемого в порядке подпункта "в" пункта 30 Правил N 1130 в связи с вводом в эксплуатацию нового объекта обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Представитель Общества пояснил, что в настоящее время положения ТСОО оспариваются в суде общей юрисдикции.
Общество не обосновало, что оспариваемый отказ препятствует ему осуществлять коммерческую деятельность по сортировке отходов, не относящихся к ТКО, и вторичных материальных ресурсов вне ТСОО. Кроме того, Общество непротиворечивым образом не обосновало видимое ему содержание и исполнимость требования о включении в схему "на условиях не хуже, чем для иных участников товарного рынка".
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А05-1661/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ответ на указанное письмо Общество с письмом от 27.06.2022 N 29-Л направило в Министерство проектные материалы, пояснительную записку к намечаемой деятельности по обработке отходов 4-го класса опасности, технический паспорт и руководство по эксплуатации линии сортировки ТКО.
В этой связи суды двух инстанций отметили, что технический паспорт и руководство по эксплуатации линии сортировки ТКО не подтверждают, кто приобрел данное оборудование, где оно установлено, где будут накапливаться поступающие отходы, соблюдаются ли Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657; наличие лицензии, которая, по мнению заявителя, является подтверждением наличия мощностей, подтверждает лишь допуск лица к осуществлению деятельности по обращению с отходами. Ранее Общество сообщало об ориентировочной дате ввода Объекта в эксплуатацию (01.09.2022).
Общество не представило документов о вводе Объекта в эксплуатацию и его соответствии установленным требованиям.
При этом суды отметили, что в данном случае Министерством рассматривалось именно предложение Общества по корректировке подготовленного проекта ТСОО, а не внесение изменений в ТСОО на основании заявления, подаваемого в порядке подпункта "в" пункта 30 Правил N 1130 в связи с вводом в эксплуатацию нового объекта обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2023 г. N Ф07-13570/23 по делу N А05-1661/2023