16 ноября 2023 г. |
Дело N А56-86364/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии акционерного общества "Невский экологический оператор" Алиева Э.Н.оглы (доверенность от 22.12.2022) и Чижевской Е.А. (доверенность от 17.01.2023), от жилищно-строительного кооператива N 821 Караман О.Г. (доверенность от 07.08.2023),
рассмотрев 14.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А56-86364/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, к. 1, лит. А, пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к жилищно-строительному кооперативу N 821, адрес: 197341, Санкт-Петербург, пр-кт Испытателей, д.11, корп. 1 (далее - Кооперативу), с исковым заявлением о взыскании 242 946 руб. 51 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в период с 01.01.2022 по 31.05.2022, неустойки, начисленной с 11.03.2022 по 05.10.2022 в сумме 62 229 руб. 15 коп., а также неустойки, начисленной с 06.10.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства. Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 31.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.07.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 14 328 руб. 69 коп. неустойки и 427 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя кассационной жалобы договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между сторонами на условиях типового, в связи с чем полагает, что учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов является ошибочным, указывал, что ответчик не осуществляет раздельное накопление ТКО, что является основанием для учета ТКО исходя из нормативов накопления, ответчиком не представлены доказательства оказания региональным оператором услуг ненадлежащего качества, не согласен с произведенным судами расчетом неустойки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга; деятельность по обращению с ТКО региональный оператор осуществляет с 01.01.2022.
В период с 01.01.2022 по 31.05.2022 Общество оказало Кооперативу услуги по обращению с ТКО, которые не были полностью оплачены потребителем, размер задолженности составил 622 293 руб. 15 коп.
Общество, ссылаясь на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", и неисполнение Кооперативом обязательств по оплате услуг направило в его адрес претензию от 26.07.2022 N 2245 с требованием погасить образовавшуюся задолженность и неустойку.
Оставление Кооперативом указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Платежным поручением 28.09.2022 N 220 Кооператив оплатил фактически оказанные услуги региональному оператору в сумме 379 346 руб. 64 коп.
Истец уточнил сумму иска.
Суд первой инстанции определил стоимость фактически оказанных услуг Обществом исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО находящихся в управлении Кооператива и приняв во внимание оплату оказанных услуг отказал во взыскании задолженности и части неустойки, удовлетворив требования по неустойке по день оплаты в сумме 14 328 руб. 69 коп.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.2 ч.1 ст.287 АПК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил).
В отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах предоставление коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разделом XV(1) которых установлены особенности осуществления коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также порядок заключения соответствующего договора, определения объема данного вида услуги и размер платы за нее.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям (пункт 148(7) Правил N 354).
В отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) Правил N 1156 (подпункт "а" пункта 8(1) названных Правил).
Суды частично удовлетворяя требования ошибочно исходили из того, что цена оказанных услуг должна определяться расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления.
Вместе с тем, по общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункты 148(30) - 148(38) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к этим Правилам в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Согласно формуле 9(4) указанного приложения исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, исходя из формулировки абзаца третьего пункта 148(30) Правил N 354 применение формулы, установленной пунктом 9(4) указанного Приложения и предусматривающей исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании объема вывезенных контейнеров, возможно только при раздельном накоплении сортированных отходов.
В рассматриваемом случае ответчик доказательств раздельного учета сортированных ТКО и заключения договоров, предусматривающих указанный способ учета ТКО с установлением конкретного объема контейнеров, не представил.
В силу изложенного учет ТКО в отношении оказанной услуги правомерно осуществлен истцом расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены при неполно исследованных обстоятельствах, с неправильным применением норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции считает, что на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, дать им правовую оценку, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А56-86364/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к этим Правилам в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.
...
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Согласно формуле 9(4) указанного приложения исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, исходя из формулировки абзаца третьего пункта 148(30) Правил N 354 применение формулы, установленной пунктом 9(4) указанного Приложения и предусматривающей исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании объема вывезенных контейнеров, возможно только при раздельном накоплении сортированных отходов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2023 г. N Ф07-15738/23 по делу N А56-86364/2022