23 ноября 2023 г. |
Дело N А26-5650/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Яружина Ю.Э. (доверенность от 05.12.2022), от федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" Гонкова А.В. (доверенность от 15.02.2023),
рассмотрев 20.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А26-5650/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1А, ОГРН 1021000531199, ИНН 1001117010 (далее - Учреждение), об обязании выполнить работы по лесовосстановлению на площади 80,22 гектаров в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ВАД", адрес: 160019, г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 133, ОГРН 1037804006811, ИНН 7802059185 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 02.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что земли лесного фонда были переданы в пользование Учреждению на основании приказа Министерства от 17.08.2017 N 1461, перевод земель лесного фонда в земли иной категории произведен в интересах ответчика, в связи с чем у него возникла обязанность по компенсационному лесовосстановлению. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что на Учреждение не распространяются изменения, внесенные в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), поскольку в данном случае речь идет не о рубке леса, а о переводе земель лесного фонда в нелесные.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Учреждения возразил против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Определением заместителя председателя суда от 20.11.2023 в соответствии со статьей 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судьи Савицкой И.Г. произведена его замена на судью Алешкевича О.А. После чего в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Министерства от 17.08.2017 N 1461 Учреждению предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование лесные участки общей площадью 80,22 га (802 153 кв.м), с кадастровыми номерами: 10:00:0000000:430, 10:00:0000000:5364, 10:00:0000000:5365, 10:12:0022203:559, 10:12:0022203:600, 10:12:0022203:601, 10:12:0022203:602, 10:12:0022203:603, 10:12:0031002:684, 10:12:0051301:2451, 10:12:0051301:2452, 10:12:0051301:2453, 10:12:0051301:2454, 10:12:0051301:2455, 10:12:0051301:2456, 10:12:0051301:2457, 10:12:0051301:2462, 10:12:0022204:1677, расположенные в кварталах N 64, 67, 68, 69, 76, 77, 85, 95, 106, 107, 108 (части кварталов) Ихальского лесничества (по лесоустройству) Ихальского участкового лесничества и в кварталах N 85, 86, 87 (части кварталов) Яккимского лесничества (по лесоустройству) Яккимского участкового лесничества Лахденпохского лесничества.
Участки предоставлены в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (автодорога А-121 "Сортавала Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке строительства км 197-км 215).
В обоснование исковых требований Министерство указало, что 2020 году указанные участки переведены из земель лесного фонда в земли иной категории.
Министерство направило в адрес Учреждения письмо от 15.04.2021 N 679, в котором указало на необходимость проведения компенсационного лесовосстановления, а в последующем направило в адрес ответчика требование от 14.04.2022 N 3 об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: о выполнении в срок до 01.07.2022 компенсационного лесовосстановления на площади 80,22 га.
Поскольку в добровольном порядке указанные требования ответчиком исполнены не были, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций, применив положения статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом N 212-ФЗ (до 01.01.2019), ранее действовавших Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 16.07.2007 N 183, Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375, посчитали, что настоящий случай не применим к исполнению обязанности по лесовосстановлению, поскольку таковая распространялась на лесные участки, предоставленные в аренду только для заготовки древесины (что, по мнению судов, не относится к настоящей ситуации), а рубка леса произведена до 01.01.2019, в проекте освоения лесов лесовосстановление не предусмотрено. Суды посчитали, что правоотношения между сторонами возникли и рубка леса завершена до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, которым ЛК РФ дополнен статьей 63.1 ЛК РФ, в связи с чем положения данной нормы в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя в том числе лесовосстановление.
Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (статья 62 ЛК РФ).
Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Законом N 212-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 63.1, а также внесены изменения в отдельные его статьи.
Так, согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ) установлено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 303-ФЗ) в ЛК РФ внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона N 212-ФЗ, так и в редакции Закона N 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования.
При этом в настоящем случае перевод земель не осуществлялся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами ЛК РФ, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению.
Суды в целях всестороннего, объективного рассмотрения спора не учли, что Министерство обосновывало свои требования не частью 1, а частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 были утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила N 566).
По смыслу указанных норм ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959).
Правила N 566, как и статья 63.1 ЛК РФ, различают основания и 1) лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ; 2) лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Аналогично согласно пункту 6 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления, в том числе: лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно пункту 11 Правил N 566 лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
В письме-требовании Министерства (Лахденпохского центрального лесничества) от 15.04.2021 исх. N 679 указано на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка - 29.10.2020.
В письме от 20.05.2021 исх. N И-2182 Учреждение указало, что вырубка леса произведена в 2017 году подрядной организацией на основании соответствующих договоров с Министерством, а изменение категории участков осуществлено в силу положений статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Выше отмечено, что отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами ЛК РФ, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению. Это следует и из последней редакции части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, в которой говорится о лицах, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий.
То, что спорные участки в соответствии с данными Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2019 (дату вступления в силу изменений, внесенных Законом N 212-ФЗ) уже относились к нелесным землям, не отрицает предшествующий свод (рубку) леса в интересах Учреждения.
Кроме того, Министерство ссылалось, что согласно представленному в дело договору аренды лесного участка от 20.10.2017 N 8-зк с подрядчиком строительства линейного объекта (Обществом) лесной участок площадью 35,38 га предоставлен для заготовки древесины (пункт 4), а подпунктом "м" пункта 12 договора на арендатора возложена обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов.
Указанные выше существенные обстоятельства оставлены судами без внимания, исследования и оценки, судами, в частности, документально не установлены основания, дата внесения изменений в категорию участка, соблюдение обязанности лесовосстановления для такого случая.
Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. Нарушение или неправильное применение норм материального права означает, что судебные инстанции в ходе предшествующего разбирательства дела сделали неправильный вывод о правоотношениях сторон, дали неправильную юридическую квалификацию спорных отношений и обстоятельств дела, неправильно определили закон, подлежащий применению, или неправильно его истолковали.
В силу указанного судом допущено неправильное применение норм материального права, выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, по делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ), являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу.
В связи с указанным обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, достоверно установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, полно и всесторонне исследовать и оценить представленные в материалы дела доказательства, применить подлежащие применению нормы материального права, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства, в случае удовлетворения заявленных требований определить законодательно приемлемый срок исполнения обязанности.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А26-5650/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выше отмечено, что отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами ЛК РФ, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению. Это следует и из последней редакции части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, в которой говорится о лицах, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий.
То, что спорные участки в соответствии с данными Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2019 (дату вступления в силу изменений, внесенных Законом N 212-ФЗ) уже относились к нелесным землям, не отрицает предшествующий свод (рубку) леса в интересах Учреждения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2023 г. N Ф07-14477/23 по делу N А26-5650/2022
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20206/2024
13.05.2024 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5650/2022
23.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14477/2023
16.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12379/2023
02.03.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5650/2022