27 ноября 2023 г. |
Дело N А56-131473/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Куприяновой Е.В. и Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Золотой дракон" генерального директора Зубаревой Т.А. (приказ от 12.10.2018),
рассмотрев 23.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А56-131473/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой дракон", адрес: 198096, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 88, лит. А, пом. 2-Н (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. "А", пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным отказа в предоставлении преимущественного права выкупа на приобретение объекта нежилого фонда по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 88, лит. А, пом. 2-Н, об обязании устранить допущенное нарушение права.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества", адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 19/15, лит. А, пом. 4Н, ОГРН 1227800025067, ИНН 7841097748.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 решение от 21.04.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит решение от 17.08.2023 и постановление от 21.04.2023 отменить.
По мнению Комитета, отказ в выкупе арендованного помещения является законным, поскольку некоторые части помещения не находились в аренде у Общества в течение трех лет в соответствии с договорами аренды и, следовательно, Общество преимущественного права на выкуп не имеет.
Податель жалобы указывает, что в договор аренды от 01.08.2000 N 05-А-003923 внесены изменения в части наименования объекта и увеличения его площади только на основании дополнительных соглашений от 29.07.2021, от 28.02.2022.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 21.04.2023 и постановление от 17.08.2023 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 1997 года Общество арендовало у Комитета (ранее - Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга) по краткосрочным договорам аренды отдельные соседние помещения, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 88, лит. А, а именно пом. 1-Н, 2-Н, 16-Н. Последними действовавшими договорами аренды являлись договор аренды от 01.08.2000 N 054-003923 и договор аренды от 09.04.2001 N 05-А-004197.
В апреле 2000 года Общество по согласованию с Комитетом выполнило работы по объединению помещений и обустройству отдельного входа в помещения, что подтверждается актом межведомственной комиссии при Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" от 05.03.2001. В результате выполненных работ сформировались помещение 1-Н площадью 13,1 кв. м и помещение 2-Н площадью 184,6 кв. м. В 2006 году указанные помещения поставлены на кадастровый учет.
При этом в договор аренды от 01.08.2000 N 05-А003923 внесены изменения как в части наименования помещения, так и в части увеличения площади только на основании дополнительных соглашений от 29.07.2021 и от 28.02.2022.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 25.10.2022 N 25-10/2022-1 о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого объекта - помещения 2-Н площадью 184,6 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 88, лит. А.
Письмом от 22.11.2022 N 05-26102548/22-0-4 Комитет сообщил об отказе в выкупе арендованного Обществом помещения, поскольку объект площадью 184,6 кв. м, переданный в аренду в соответствии с дополнительными соглашениями от 29.07.2021 и от 28.02.2022, находится в пользовании Общества менее трех лет, и, следовательно, Общество преимущественного права на выкуп не имеет.
Общество, ссылаясь на то, что фактически объект находился у него в аренде с 2001 года, не согласилось с указанным решением Комитета и оспорило его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А56-131473/2022, заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Комитета в предоставлении Обществу преимущественного права выкупа объекта. Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, приняв в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) решение об условиях предоставления Обществу преимущественного права выкупа объекта.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в этой статье субъектов, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества при возмездном отчуждении его из государственной или муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при наличии в совокупности условий, предусмотренных названной статьей, в частности, если:
- арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 3);
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона (пункт 4 статьи 3).
Согласно части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого и (или) среднего предпринимательства вправе по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, включенного в Перечень, при соблюдении двух условий: если арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в Перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В данном случае Комитет, отказывая Обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого объекта в собственность, сослался на несоблюдение заявителем одного из указанных выше условий, а именно срока нахождения испрашиваемого объекта в аренде у Общества в соответствии с договорами аренды.
При этом Комитет полагает, что срок нахождения объекта в аренде у Общества следует исчислять с даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 01.08.2000 N 05-А003923, а именно с 29.07.2021.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что все части помещения, из которых был сформирован новый объект недвижимости площадью 184,6 кв. м, находятся в пользовании Общества с 2000 года, наружные границы объекта не изменились. Судами первой и апелляционной инстанций также установлено, что объединение арендуемых объектов и постановка их на кадастровый учет как единого объекта произведены Обществом с согласия Комитета в 2006 году. Комитет, заключая дополнительное соглашение от 29.07.2021 к договору аренды в отношении объекта недвижимости площадью 184,6 кв.м, тем самым подтвердил, что данное помещение сформировано путем объединения помещений, ранее предоставленных Обществу в аренду на основании договоров от 01.08.2000 N 054-003923 и от 09.04.2001 N 05-А-004197. При таких обстоятельствах у Комитета не имелось оснований считать, что в соответствии с дополнительным соглашением от 29.07.2021 Обществу были предоставлены иные помещения, а не ранее находившиеся в его владении и пользовании по договорам от 01.08.2000 N 054-003923 и от 09.04.2001 N 05-А-004197.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что Общество с 2016 года неоднократно обращалось к арендодателю с просьбой внести изменения в договоры аренды от 01.08.2000 N 054-003923 и от 09.04.2001 N 05-А-004197. Однако фактически изменения в договор были внесены только в июле 2021 года по не зависящим от Общества обстоятельствам.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что, несмотря на то что формально изменения в договор аренды в части изменения наименования и площади помещения площадью 184,6 кв.м были внесены только 29.07.2021, Общество владело указанными помещениями с 2000 года, то есть фактически объект находится в аренде у Общества более трех лет.
Применительно к установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, а также с учетом неоднократных обращений Общества к арендатору по вопросу внесения изменений в договор аренды в связи с образованием помещения площадью 184,6 кв.м как самостоятельного объекта недвижимости суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у Комитета оснований для отказа Обществу в предоставлении преимущественного права на приобретение объекта.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2023 по ходатайству ответчика исполнение обжалуемых решения и постановления было приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции. В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ в связи с рассмотрением кассационной жалобы и окончанием кассационного производства приостановление исполнения судебных актов следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А56-131473/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А56-131473/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2023.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в этой статье субъектов, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества при возмездном отчуждении его из государственной или муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при наличии в совокупности условий, предусмотренных названной статьей, в частности, если:
- арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 3);
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 данного Федерального закона (пункт 4 статьи 3).
Согласно части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого и (или) среднего предпринимательства вправе по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, включенного в Перечень, при соблюдении двух условий: если арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в Перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2023 г. N Ф07-17516/23 по делу N А56-131473/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17516/2023
17.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21131/2023
21.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-131473/2022