• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2023 г. N Ф07-17455/23 по делу N А56-102490/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Выводы суда первой инстанции апелляционный суд посчитал ошибочными, основанными на неправильном истолковании закона (статьи 95 Закона N 44-ФЗ). К тому же суд первой инстанции не применил подлежащие применению нормы закона - статьи 450, 718, 750 ГК РФ, а также пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.

Действительно, отметил апелляционный суд, положения статьи 95 Закона N 44-ФЗ регулируют порядок изменения существенных условий государственного контракта при его исполнении исключительно по соглашению сторон, однако к рассматриваемым правоотношениям применимы также положения Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом, указал апелляционный суд, из положений пункта 1 статьи 718, пункта 1 статьи 747 ГК РФ и условий Контракта (пункт 7.1) следует, что Управление обязано было передать Обществу земельные участки для производства работ. Однако, как следует из переписки сторон, представленной Обществом в материалы дела, к моменту наступления конечного срока выполнения работ (17.08.2020) Управление не предоставило Обществу все предусмотренные проектом земельные участки; невыполнение Управлением данной обязанности создало для Общество ситуацию, при которой надлежащее исполнение обязательств по Контракту в установленный срок было невозможно и Общество в значительной степени лишилось того, на что было вправе рассчитывать при заключении Контракта.

Кроме того, подчеркнул апелляционный суд, Управление не приняло всех зависящих от него разумных мер по устранению препятствий, возникших при исполнении Контракта, в частности не обеспечило своевременное получение положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту, а также своевременное получение допуска к производству работ по переустройству участков магистральных газопроводов.

Апелляционный суд также принял во внимание, что порядок финансирования работ по Контракту изменялся несколько раз (дополнительные соглашения к Контракту от 27.09.2016 N 10, от 23.12.2016 N 12, от 10.02.2017 N 13, от 21.11.2017 N 17, от 27.11.2018 N 21, от 19.02.2022 N 22, от 11.09.2019 N 24, от 17.08.2020 N 26, от 30.11.2020 N 28, от 13.01.2021 N 29, от 09.12.2021 N 32), однако, несмотря на данные изменения и обращения Общества к Управлению (письма от 14.12.2016 N 406-16, от 08.05.2020 N 319-20, от 24.08.2022 N 535-22), сроки исполнения Контракта остались прежними.

Таким образом, заключил апелляционный суд, в указанных обстоятельствах у сторон Контракта имелись все основания для согласования новых условий его исполнения, в том числе изменения сроков окончания работ; кроме того, допущенные Управлением нарушения являются существенными, что является - ввиду недостижения сторонами Контракта соглашения в отношении изменения сроков выполнения работ - основанием для изменения Контракта в судебном порядке (пункт 2 статьи 450 ГК РФ)."