04 декабря 2023 г. |
Дело N А66-5447/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тверская государственная сельскохозяйственная академия" Цветкова И.В. (доверенность от 28.11.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 по делу N А66-5447/2023,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тверская государственная сельскохозяйственная академия", адрес: 170904, Тверская обл., г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7, ОГРН 1026900585843, ИНН 6902016151 (далее - академия), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ Росимущества), об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в состав казны Российской Федерации нежилое здание учебного корпуса N 2 с кадастровым номером 69:40:020000088:309 и земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100647:8, расположенные по адресу: Тверская обл., г. Тверь, Садовая ул. (Сахарово), д. 6, и прекратить право оперативного управления.
Решением суда от 18.05.2023 иск удовлетворен. Постановлением апелляционного суда от 16.08.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на то, что академия ввиду специального статуса ограничена в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому она не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления, указывает, что ТУ Росимущества вправе самостоятельно изъять закрепленное на праве оперативного управления имущество только с одновременным закреплением данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель академии обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
ТУ Росимущества о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Академии на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание учебного корпуса N 2 с кадастровым номером 69:40:020000088:309, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100647:8 по адресу: Тверская обл., г. Тверь, Садовая ул. (Сахарово), д. 6.
Для оптимизации учебного процесса с целью уменьшения расходов на содержание и эксплуатацию здания учебного корпуса N 2 академией принято решение о переводе образовательного процесса в другое здание.
Академия 23.11.2015 обратилась в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с заявлением о согласовании прекращения права оперативного управления на упомянутый объект недвижимого имущества.
Министерство в ответе выразило согласие на прекращение права оперативного управления академии на названное здание учебного корпуса N 2 и передачу указанного объекта и земельного участка, на котором он расположен, в состав казны Российской Федерации.
Академия неоднократно отправляла ТУ Росимущества обращения об отказе от права оперативного управления на нежилое здание учебного корпуса N 2 с кадастровым номером 69:40:020000088:309 и от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100647:8 с просьбой принять объекты в состав казны Российской Федерации.
ТУ Росимущества отказало академии в принятии упомянутого недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
Считая, что уклонение от приемки имущества в казну Российской Федерации является незаконным и нарушает её права, академия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования академии правомерными и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пунктов 4, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Бездействие ТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления в отношении спорного имущества с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 по делу N А66-5447/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 4, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2023 г. N Ф07-15352/23 по делу N А66-5447/2023