05 декабря 2023 г. |
Дело N А56-10255/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Жуковой Т.В., Кустова А.А.
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Обижаевой О.С. (доверенность от 25.11.2022), от федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова" Министерства обороны Российской Федерации Малиновского А.В. (доверенность от 02.10.2023),
рассмотрев 05.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу N А56-10255/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному военному образовательному учреждению высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6, лит. Ж, ОГРН 1037804002500, ИНН 7802048578 (далее - Академия), о взыскании 152 781 руб. 50 коп. задолженности за услуги водоотведения, оказанные в период с 01.10.2022 по 30.11.2022 по договорам от 31.08.2022 N 36-154190-Б-ВО и от 30.12.2021 N 32-143276-Б-ВО, 4925 руб. пеней, начисленных по состоянию 24.01.2023, с последующим их начислением, начиная с 25.01.2023 по дату фактического исполнения основного обязательства на основании пунктов 6.2 статей 13 и 14, пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Решением от 22.04.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.08.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Академия, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 22.04.2023 и постановление апелляционного суда от 31.08.2023 и принять новый судебный акт, которым отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что через канализационную сеть Академии Предприятие осуществляет водоотведение от объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 47 лит. А, Д, К, Л, Н, О, и принадлежащего акционерному обществу "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ"), которое является фактическим потребителем услуг, выполняя строительные работы по реконструкции переданных ему объектов. В отношении объекта многопрофильная клиника корпуса N 1-6, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 21, стр. 1, часть корпусов не используется и находятся также в распоряжении АО "ГУОВ", поэтому именно оно должно оплатить задолженность за услуги водоотведения. Академия вправе производить оплату за коммунальные услуги, исключительно исходя из фактически занимаемой площади недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Академии поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Академия (абонент) заключили договоры водоотведения от 31.08.2022 N 36-154190-Б-ВО и от 30.12.2021 N 32-143276-Б-ВО (далее - Договоры), по которым организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в Договорах.
Согласно приложению N 2 к Договору от 30.12.2021 N 32-143276-Б-ВО объектом водоотведения является военный городок N 49 (ВМА), расположенный по адресу: 190013, Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 47.
Согласно приложению N 2 к Договору от 31.08.2022 N 36-154190-Б-ВО объектами водоотведения являются военный городок N 60, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 17, лит. А, и многопрофильная клиника корпус N 1-6, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Боткинская, д. 21, стр. 1.
В обоснование иска Предприятие указало, что во исполнение Договоров от 31.08.2022 N 36-154190-Б-ВО и от 30.12.2021 N 32-143276-Б-ВО в период с 01.10.2022 по 30.11.2022 оно оказало Академии услуги водоотведения, которые абонент не оплатил.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Академией обязательств по оплате услуг, оказанных по Договорам, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение Договоров в спорный период истец оказал ответчику услуги водоотведения, задолженность по оплате которых составила 152 781 руб. 50 коп.
Установив, что своевременно ответчик оказанные услуги не оплатил, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и пунктом 6.2 статьи 14 закона N 416-ФЗ, суды признали обоснованным требование истца о взыскании с ответчика 4 925 руб. пеней, начисленных по 24.01.2023, а также пеней, начиная с 25.01.2023 по дату фактического исполнения обязательства.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Академии о том, что обязанность по оплате спорной задолженности должна быть возложена на непосредственного потребителя услуг водоотведения (АО "ГУОВ"), поскольку он противоречит пункту 46 Договоров, в соответствии с которым в случае перехода прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение в соответствии с названным договором, Академия производит оплату до даты расторжения договора в соответствии с пунктом 61(1) договора.
Поскольку ответчик не представил ни доказательств уведомления истца о переходе к АО "ГУОВ" прав на часть объектов, включенных в Договоры, ни доказательств внесения в Договоры соответствующих изменений, суды правомерно возложили обязанность по оплате оказанных услуг на Академию как на абонента по Договорам.
Довод Академии о том, что суд не применил постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" и приказ Министра обороны Российской Федерации от 06.09.2017 N 351 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на выполнение работы, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" был предметом исследования апелляционного суда, ему дана надлежащая правовая оценка и он обоснованно отклонен апелляционным судом.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу N А56-10255/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования "Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что своевременно ответчик оказанные услуги не оплатил, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и пунктом 6.2 статьи 14 закона N 416-ФЗ, суды признали обоснованным требование истца о взыскании с ответчика 4 925 руб. пеней, начисленных по 24.01.2023, а также пеней, начиная с 25.01.2023 по дату фактического исполнения обязательства.
...
Довод Академии о том, что суд не применил постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" и приказ Министра обороны Российской Федерации от 06.09.2017 N 351 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на выполнение работы, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" был предметом исследования апелляционного суда, ему дана надлежащая правовая оценка и он обоснованно отклонен апелляционным судом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2023 г. N Ф07-19062/23 по делу N А56-10255/2023