07 декабря 2023 г. |
Дело N А26-2877/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 07.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 по делу N А26-2877/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие коммунального хозяйства "Водоотведение", адрес: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, улица Мира, дом 14, ОГРН 1121032001122, ИНН 1006012011 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия", адрес: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, Лейгубская улица, ОГРН 1021000920940, ИНН 1006004282 (далее - Учреждение), о взыскании 422 981 руб. 88 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) за июнь - декабрь 2022 года.
Решением от 27.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 27.04.2023 и постановление от 01.08.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, расчет задолженности, произведенный Обществом по формуле пункта 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), является ошибочным, поскольку Учреждение не ведет предпринимательской деятельности в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд; наличие в Учреждении пищеблока для приготовления пищи и раздачи готовой продукции не тождественно ведению предпринимательской деятельности в сфере общественного питания, ввиду чего порядок расчета платы, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, к Учреждению не применим; Общество в спорный период не производило отбор проб сточных вод, отводимых от объектов Учреждения; документальное подтверждение наличия загрязняющих веществ в сточных водах Учреждения в материалах дела отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество (ресурсоснабжающая организация) и Учреждение (абонент) 04.02.2022 заключили государственный контракт водоотведения N 45 (далее - Контракт), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять прием хозяйственно - бытовых стоков абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку и очистку, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых в ЦСВ хозяйственно-бытовых стоков, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ хозяйственно-бытовых стоков и производить оплату водоотведения, включая плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, за сброс загрязняющих веществ в сроки, порядке и размере, которые определены в Контракте.
Граница эксплуатационной ответственности устанавливается на централизованных канализационных сетях системы водоотведения, переданных в аренду Обществу по договору аренды муниципального имущества, и определена в акте о разграничении эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности согласно приложению N 1 к Контракту (пункт 1.2 Контракта).
Согласно пунктам 1.4, 1.5 Контракта перечени веществ, материалов, отходов и хозяйственно-бытовых стоков, запрещенных к сбросу в ЦСВ, а также максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств хозяйственно-бытовых стоков и концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в приложениях N 3 и N 4 к Контракту.
Местом исполнения обязательств по Контракту является точка присоединения канализационной сети абонента к ЦСВ муниципального образования "Сегежское городское поселение" (пункт 1.7 Контракта).
Порядок учета хозяйственно-бытовых стоков установлен в разделе 3 Контракта, а порядок расчетов - в разделе 6.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Контракта ресурсоснабжающая организация вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Согласно пункту 2.3.5 Контракта абонент обязан производить оплату по Контракту в порядке, сроки и размере, определенные Контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ.
Общество в период с июня по декабрь 2022 года оказало услуги водоотведения в отношении объекта Учреждения и рассчитало размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в спорный период, выставив на оплату соответствующие счета-фактуры на общую сумму 422 981 руб. 88 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора Общество направило в адрес Учреждения претензию от 25.01.2023 N 71 об уплате задолженности.
Неуплата задолженности и оставление претензионных требований без удовлетворения послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Правила N 644 регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод.
На основании пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные этими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с этими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 этих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены этими Правилами.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 этих Правил; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб.м); Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод. Периодичность планового контроля не может быть по общему правилу чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Согласно пункту 10 Правил N 728 на абонентов возлагается обязанность по: а) обеспечению возможности проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном Правилами N 728, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с Правилами N 728 не осуществляется); б) содержанию контрольных канализационных колодцев и подходов к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб; в) обеспечению беспрепятственного доступа представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев); г) обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728) и идентификации таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования; д) обеспечению присутствия представителя абонента при проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (в случае предварительного уведомления абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, предусмотренном пунктом 13 этих Правил).
Таким образом, в случае если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ начисляется.
В случае оборудования абонентами, являющимися владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, мест отбора проб сточных вод в отношении таких объектов у абонентов появляется право на подачу декларации.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 указанных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) этих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) этих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Таким образом, если абонентом обеспечена возможность отбора проб, отбор проб произведен, или принята от абонента корректно заполненная декларация, либо если был произведен отбор проб сточных вод, то плата за негативное воздействие на работу ЦСВ определяется согласно пунктам 120 и 123 Правил N 644.
Положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
В случае, если абоненту начислена плата за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644, однако абонентом на момент начисления платы уже была обеспечена возможность отбора проб в соответствии с требованиями Правил N 728 и при этом принята от абонента (представлена абонентом) корректно заполненная декларация, либо если был произведен отбор проб сточных вод, то организация, осуществляющая водоотведение, обязана произвести перерасчет платы в соответствии с пунктом 123 Правил N 644.
Как установили суды при рассмотрении настоящего дела, декларацию о составе и свойствах сточных вод Учреждение не подавало, у него для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
При этом, как обоснованно отметили суды, характер и виды деятельности Учреждения в указанном случае правового значения не имеют.
При таких обстоятельствах начисление Обществом Учреждению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ произведено правомерно и обоснованно в соответствии с положениями Правил N 644, в том числе пункта 123(4) Правил N 644.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы, приведенные Учреждением в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 по делу N А26-2877/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если абоненту начислена плата за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644, однако абонентом на момент начисления платы уже была обеспечена возможность отбора проб в соответствии с требованиями Правил N 728 и при этом принята от абонента (представлена абонентом) корректно заполненная декларация, либо если был произведен отбор проб сточных вод, то организация, осуществляющая водоотведение, обязана произвести перерасчет платы в соответствии с пунктом 123 Правил N 644.
Как установили суды при рассмотрении настоящего дела, декларацию о составе и свойствах сточных вод Учреждение не подавало, у него для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
При этом, как обоснованно отметили суды, характер и виды деятельности Учреждения в указанном случае правового значения не имеют.
При таких обстоятельствах начисление Обществом Учреждению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ произведено правомерно и обоснованно в соответствии с положениями Правил N 644, в том числе пункта 123(4) Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2023 г. N Ф07-17098/23 по делу N А26-2877/2023