12 декабря 2023 г. |
Дело N А44-933/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" Ушакова И.А. (доверенность от 01.09.2022),
рассмотрев 12.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А44-933/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" (184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д. 23; ОГРН 1095101000060;
ИНН 5101312830; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 3; ОГРН 1025300795552; ИНН 5321047553; далее - Управление) от 23.12.2022 N 053/06/33-648/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5; ОГРН 1097746299353; ИНН 7707704692), государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной клинический родильный дом имени В.Ю. Мишекурина" (173017, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; ОГРН 1025300796179; ИНН 5321046655; далее - Учреждение), государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" и его аукционная комиссия (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; ОГРН 1025300785586; ИНН 5321047257).
Решением суда первой инстанции от 04.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемый пункт решения Управления является неправомерным.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждением (заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение от 07.12.2022 N 0850200000422001986 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по организации временного хранения, транспортировки и термического обезвреживания медицинских отходов классов "Б" и "В".
Общество 13.12.2022 обратилось в Управление с жалобой на действия заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных требований к характеристикам объекта закупки. В частности, Общество указало, что заказчик установил для исполнителя оказание нескольких услуг по их функциональному значению: сдача в аренду оборудования, поставка расходных материалов и собственно обезвреживание отходов, что соответствует разным видам экономической деятельности и сужает количество участников закупки; для установления конкурентной борьбы расходные материалы, холодильное оборудование должны быть выделены в отдельный лот.
Решением Управления от 20.12.2022 N 053/06/33-648/2022 жалоба Общества признана необоснованной (пункт 1).
Общество не согласилось с решением Управления в указанной части и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого пункта решения антимонопольного органа, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, в частности, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Закона (пункт 1); обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 2); требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Законом, заказчик при описании объекта закупки руководствуется следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно пункту 1.1 Технического задания аукционной документации объектом закупки является оказание услуг по организации временного хранения, транспортирования и обезвреживания медицинских отходов классов "Б" и "В" с применением термического уничтожения (сжигания) и их последующего размещения на объекте, включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктом 2.1 Технического задания предусмотрено, что целью закупки является своевременное обеспечение заказчика услугами по организации временного хранения, транспортирования и обезвреживания медицинских отходов класса "Б", "В" (кроме биологических) с применением термического уничтожения, охрана окружающей среды, а также соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Технического задания в перечень оказываемых услуг, в частности, входит: предоставление на время действия контракта, а также на основе заявок в безвозмездное пользование одноразовой расходной тары, соответствующей по объему, количеству и характеристикам следующим требованиям: одноразовые пакеты в количестве не более 1000 шт. в месяц, предназначенные для сбора и хранения медицинских отходов класса "Б" и "В", желтого и красного цвета соответственно, соответствующих размеров по выбору; предоставление на период действия контракта специализированного морозильного оборудования для временного хранения необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и химически обеззараженных отходов класса "В" - в количестве, достаточном для обеспечения корректных норм хранения медотходов в подразделениях заказчика в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21). Состав, характеристики и места установки оборудования - в соответствии с Таблицей N 2.
Согласно пунктам 6.4, 6.5 Технического задания исполнитель по заявке заказчика регулярно предоставляет одноразовую расходную тару, а именно: одноразовые специализированные пакеты желтого или красного цвета для сбора медицинских отходов класса "Б" и "В" соответственно, и одноразовые желтые, либо красные не прокалываемые емкости (контейнеры) для сбора острого и колющего инвентаря в соответствии с количеством, указанным в Таблице N 1. В течение 2 рабочих дней с момента заключения контракта исполнитель обязан поставить заказчику требующиеся расходные материалы и выполнить мероприятия по установке и подключению морозильного оборудования.
Соглашаясь с Управлением о том, что требования к предмету закупки, предусмотренные Учреждением в аукционной документации, согласуются с положениями СанПиН 2.1.3684-21 и отвечают целям проведения закупки, суды исходили из того, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, в том числе, на класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы (пункт 2); класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы (пункт 3).
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 157 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Согласно пункту 179 СанПиН 2.1.3684-21 при организации участков обеззараживания, обезвреживания медицинских отходов с использованием аппаратных методов допускается сбор, хранение, транспортирование медицинских отходов класса "Б" (кроме отходов лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненных и потенциально загрязненных мокротой пациентов, отходов микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза) без предварительного обеззараживания в местах образования структурных подразделений организаций, при условии обеспечения организацией необходимых требований эпидемической безопасности. При этом в организации должны быть в наличии необходимые расходные средства, в том числе одноразовая упаковочная тара для обращения с медицинскими отходами.
В силу пункта 201 СанПиН 2.1.3684-21 к условиям хранения медицинских отходов предъявляются, в том числе следующие санитарно-эпидемиологические требования: хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и "В" осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов (подпункт "б"); накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов "Б" и "В" осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и т.д.) допускается временное хранение и накопление отходов классов "Б" и "В" в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24 часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается (подпункт "г").
На основании анализа указанных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оценки соответствия аукционной документации указанным требованиям суды указали, что медицинская организация вправе самостоятельного выбрать способ сбора, хранения, обезвреживания и утилизации медицинских отходов, а предположения Общества о целесообразности ежедневного вывоза отходов без необходимости использования морозильного и холодильного оборудования сами по себе не свидетельствуют о незаконности определенной заказчиком его потребности в составе и объеме услуг в данной сфере.
Отклоняя довод Общества о том, что предоставление расходных материалов и холодильного оборудования на безвозмездной основе является незаконным требованием заказчика, связано с деятельностью по сбору и временному хранению отходов и не может входить в состав услуги по транспортированию отходов и их обезвреживанию, суды указали, что требования, указанные заказчиком в аукционной документации, установлены в целях обеспечения порядка обращения с медицинскими отходами, в том числе - в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, направлены на поддержание надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении и связаны между собой единой технологической цепью и функциональным назначением.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого пункта решения Управления упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А44-933/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" (184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д. 23; ОГРН 1095101000060; ИНН 5101312830) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 13.09.2023 N 80.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2023 г. N Ф07-16243/23 по делу N А44-933/2023