11 декабря 2023 г. |
Дело N А56-145/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от Центральной энергетической таможни представителя Крайновой Ю.Ю. (доверенность от 03.04.2023 N 35), от Выборгской таможни представителей Егоровой О.В. (доверенность от 13.09.2023 N 08/1226), Тодощук Е.И. (доверенность от 17.02.2023 N 12-18/0142), от общества с ограниченной ответственностью "Криогаз-Высоцк" представителя Гаврилюк А.Г. (доверенность от 10.10.2022 N 127),
рассмотрев 30.11.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Центральной энергетической таможни и Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 по делу N А56-145/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Криогаз-Высоцк", адрес: 188909, Ленинградская обл., Кислицинский (Высоцкая тер.) пр-д, д. 3, стр. 96, ОГРН 5137746148876, ИНН 7728863750 (далее - ООО "Криогаз-Высоцк", общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о взыскании с Выборгской таможни, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710, и Центральной энергетической таможни, адрес: 107842, Москва, Комсомольская пл., д. 1А, ОГРН 1027700272830, ИНН 7708011130, солидарно в пользу заявителя проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларациям на товары N 10210200/220318/0011523, 10210200/230318/0011884, 10210200/230318/0011901, 10210200/260318/0012138, 10210200/260318/0012210, 10210200/260318/0012240, 10210200/260318/0012258, 10210200/270318/0012493, 10210200/020418/0013582, 10210200/110418/0015197, 10210200/110418/0015253, 10210200/110418/0015254, 10210130/130618/0013003, 10210130/130618/0013064, 10210130/130618/0013089, 10210130/130618/0013097, 10210130/140618/0013150, 10210130/180618/0013496, 10210130/180618/0013502, 10210130/180618/0013513, 10210130/260618/0014322, 10210130/260618/0014323, 10210130/030718/0014925, 10210130/030718/0014928, 10210130/090718/0015480, 10210130/110718/0015786, 10210130/160718/0016072, 10210130/180718/0016270, 10210130/180718/0016272, 10210130/180718/0016303, 10210130/080818/0018218, 10210130/130818/0018550, 10210130/130818/0018560, 10210130/130818/0018562, 10210130/140818/0018630, 10210130/280818/0019669, 10210130/280818/0019710, 10216170/280818/0089123, 10216170/091018/0108379, 10216170/161018/0111352, 10216170/161018/0111380, 10216170/221118/0129226, 10216170/181218/0144297, 10013160/220218/0008886, 10013160/260218/0009554, 10013160/060318/0011539, 10013160/070318/0011656, 10216022/120318/0003603, 10013160/170318/0013285, 10216170/270318/0028462, 10013160/120418/0017749, 10013160/120418/0017751, 10216170/260918/0102479, 10221010/191018/0054230, 10221010/191018/0054231, 10210130/221018/0024267, 10221010/170719/0036359, 10221010/170719/0036369 10210200/030418/0013787, 10210200/090418/0014841, 10210200/100418/0015076, 10210200/100418/0015112, 10210200/110418/0015291, 10210200/110418/0015329, 10210200/160418/0016044, 10210200/190418/0016921, 10210200/230418/0017434, 10216170/040518/0043158, 10210200/070518/0020263, 10210200/070518/0020264, 10013160/080518/0021708, 10210200/040618/0026555, 10210200/040621/0026558, 10210200/040618/0026559, 10210200/040618/0026560, 10210200/040618/0026562, 10210200/040618/0026566, 10210130/140618/0013275, 10210130/200618/0013818, 10210130/200618/0013831, 10210130/260618/0014321, 10210130/020718/0014741, 10216170/240718/0073747, 10210130/250718/0016855, 10210130/260718/0016964, 10210130/080818/0018158, 10210130/130818/0018536, 10210130/140818/0018623, 10210130/140818/0018624, 10210130/140818/0018658, 10210130/160818/0018823, 10216170/160818/0084154, 10210130/280818/0019671, 10210130/280818/0019672, 10210130/280818/0019696, 10216170/280818/0088852, 10216170/280818/0089115, 10216170/280818/0089128, 10210130/030918/0020115, 10210130/100918/0020723, 10210130/110918/0020839, 10210130/120918/0020946, 10216170/120918/0096185, 10216170/180918/0099032, 10216170/180918/0099037, 10216170/190918/0099660, 10216170/200918/0100290, 10210130/250918/0021993, 10210130/250918/0021994, 10216170/250918/0101906, 10216170/250918/0101919, 10216170/250918/0102142, 10216170/250918/0102154, 10216170/280918/0103155, 10210130/011018/0022409, 10210130/011018/0022411, 10216170/021018/0105106, 10216170/021018/0105212, 10216170/031018/0105447, 10216170/031018/0105483, 10216170/041018/0106089, 10216170/051018/0106413, 10216170/091018/0108439, 10216170/091018/0108514, 10216170/171018/0112010, 10216170/251018/0115891 в размере 44 786 344,26 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 и постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023, требования удовлетворены.
В кассационных жалобах таможенные органы, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просят отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению Центральной энергетической таможни, суды не учли положения статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) о том, что акт выездной проверки не является решением таможенного органа в области таможенного дела, сам по себе не возлагает на общество обязанности уплатить таможенные платежи и не создает ограничений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды также неправильно применили положения части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ о том, что проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 названной статьи по день фактического возврата (зачета), поскольку в соответствии с расчетом общества взыскали проценты, начисленные с даты внесения авансовых платежей. Однако денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, не могут рассматриваться как уплата таможенных платежей по конкретным декларациям до получения таможенным органом соответствующего распоряжения от декларанта. Кроме того, отсутствуют основания для начисления и взыскания процентов, начисленных на оставшуюся на лицевом счете общества сумму авансовых платежей 125 071 933,36 руб., которая была доступна для оплаты таможенных платежей.
По мнению Выборгской таможни, суды необоснованно исходили из того, обязанность уплатить таможенные платежи обусловлена оформлением таможней акта по результатам проверки, поскольку единственным документом, обязывающим исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, являются уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей, которые в данном случае направлены в адрес декларанта существенно позже составления акта.
В отзыве на кассационные жалобы общество, считая решение и постановление законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2023 (судьи Александрова Е.Н., Корабухина Л.И., Лущаев С.В.) рассмотрение кассационной жалобы таможни отложено на 30.11.2023, после чего продолжено в том же судебном составе.
В судебном заседании представители таможенных органов поддержали доводы, приведенные в кассационных жалобах, а представитель общества возражал против их удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Выборгская таможня провела в отношении ООО "Криогаз-Высоцк" выездную таможенную проверку и выявила, что общество в отношении товаров, задекларированных 126 таможенным декларациям, заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости, что привело к занижению размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Итоги проверки отражены в акте от 29.01.2021 N 10206000/210/290121/А000020/000, согласно которому обществу доначислены таможенные пошлины, налоги в общей сумме 524 343 820,12 руб., в том числе таможенную пошлину в размере 59 463 190,04 руб. и налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 464 998 871 руб.
По результатам проверки Выборгской таможней приняты решения от 20.02.2021 и от 03.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в 126 перечисленных выше декларациях на товары.
Платежными поручениями от 05.02.2021 N 324, 325 и от 02.03.2021 N 541 ООО "Криогаз-Высоцк" перечислило на свой единый лицевой счет в таможенных органах (далее - ЕЛС) денежную сумму, достаточную для погашения доначисленной суммы таможенных платежей, в размере 524 493 820,12 руб. и направило в адрес таможенных органов письма от 05.02.2021 N 0194-01, от 09.03.2021 N 0357-01, от 16.03.2021 N 0403-01 о предоставлении права на распоряжение авансовыми платежами, внесенными на ЕЛС общества, включая право на их безакцептное списание в счет уплаты сумм таможенных платежей, дополнительно начисленных на основании принятых решений, и неначислении пени в соответствии с пунктом 8 части 19 статьи 72 Закона N 289-ФЗ.
На основании принятых Выборгской таможней решений о внесении изменений в декларации Центральная энергетическая таможня в период с 15.03.2021 по 22.03.2021 и в период со 02.04.2021 по 09.04.2021 направила в адрес общества уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней на основании статьи 73 Закона N 289-ФЗ. В соответствии с уведомлениями таможенными органами произведено списание с ЕЛС общества сумм таможенных пошлин, НДС, таможенных сборов по спорным декларациям в общей сумме 351 374 820,78 руб. (из них таможенных пошлин - 50 545 155,14 руб., НДС - 300 773 261,30 руб.), пеней в размере 47 896 765,99 руб., всего списано 399 271 586,77 руб., что подтверждается отчетом Федеральной таможенной службы о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2021 по 24.08.2021.
Остаток несписанной суммы внесенного на ЕЛС авансового платежа в размере 125 222 233,35 руб. был заблокирован Центральной энергетической таможней (ЦЭТ) и не был доступен к возврату, что подтверждается уведомлениями ЦЭТ об отказе в возврате авансовых платежей от 30.08.2021. В обоснование отказа ЦЭТ сослалась на подпункт 8 пункта 18 статьи 36 Закона N 289-ФЗ, указав на наличие у общества не исполненной (полностью или частично) в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей (в размере имеющейся задолженности) на сумму 220 656 404,75 руб. по уведомлениям от 17.03.2021 N 10006000/У2021/0000125, 10006000/У2021/0000124, 10006000/У2021/0000126, 10006000/У2021/0000129, а также по уплате пеней по уведомлениям от 17.03.2021 N 10006000/У2021/0000127, от 05.04.2021 N 10006000/У2021/0000173.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 по делу N А56-43137/2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2022 и постановлением кассационной инстанции от 06.07.2022, решения Выборгской таможни от 20.02.2021 и от 03.03.2021 о внесении изменений в 126 деклараций признаны недействительными, суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Криогаз-Высоцк" путем совершения действий по возврату обществу излишне уплаченных таможенных платежей в установленном законом порядке.
ЦЭТ возвратила обществу излишне уплаченные таможенные платежи и пени в сумме 399 271 586,77 руб. путем перечисления указанных денежных средств на расчетный счет общества в банке (платежные поручения от 12.04.2022 N 484515 (6 600 000 руб.), N 484879 (54 049 102,53 руб.), N 484513 (124 640 153,10 руб.), N 484706 (325 018 182,06 руб.), от 14.04.2022 N 496320 (80,82 руб.), от 15.04.2022 N 504494 (89,84 руб.), N 504438 (529,34 руб.).
Сумма несписанного и не подлежащего возврату аванса на ЕЛС общества в размере 125 072 233,35 руб. в связи с сформированной таможенным органом задолженностью в сумме 220 656 404,75 руб. (разница между доначисленными по результатам таможенной проверки таможенными платежами, пенями и суммой списанных таможенных платежей и пеней) была недоступной к возврату до 15.04.2022 и стала доступной только после окончательного возврата ЦЭТ сумм излишне взысканных таможенных платежей и пени.
Таможенные органы также выплатили обществу проценты в общей сумме 3 372 429,78 руб., начисленные на суммы пеней по всем 126 декларациям, при этом на суммы излишне взысканных таможенных пошлин, НДС, таможенных сборов проценты не начислялись и не выплачивались.
Считая, что доначисленные по упомянутым декларациям таможенные платежи являются излишне уплаченными и на их сумму подлежат начислению проценты, общество обратилось в арбитражный суд с заявление о взыскании с Выборгской таможни и ЦЭТ солидарно 44 786 344,26 руб. процентов за период с момента внесения денежных средств на ЕЛС до даты их фактического возврата.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает, что расчет подлежащей выплате суммы процентов произведен с нарушением норм материального права, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 названной статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона N 289-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Таким образом, как верно указали суды, проценты начисляются как на излишне взысканные, так и на излишне уплаченные таможенные платежи.
Решения Выборгской таможни от 20.02.2021 и от 03.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в 126 декларациях на товары, незаконность которых установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 по делу N А56-43137/2021, послужили основанием для списания с ЕЛС общества дополнительно начисленных 351 374 820,78 руб. таможенных платежей и 47 896 765,99 руб. пеней. При этом в рамках дела N А56-43137/2021 суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Криогаз-Высоцк" путем совершения действий по возврату обществу излишне уплаченных таможенных платежей в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, в силу приведенных норм и разъяснений, содержащихся в пункте 35 Постановления N 49, списание таможенными органами по распоряжениям декларанта с ЕЛС общества доначисленных сумм таможенных пошлин, НДС и пеней за счет средств, внесенных в качестве авансовых платежей, не свидетельствует об отсутствии оснований для начисления процентов в порядке части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ. Направление обществом соответствующих распоряжений о списании авансовых платежей не являлось добровольным, а совершено под угрозой применения мер принудительного взыскания, которые были бы реализованы таможенными органами, если бы декларант самостоятельно не распорядился средствами, внесенными в качестве авансовых платежей.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с произведенным обществом расчетом, на основании которого судами двух инстанций взысканы проценты.
Поскольку в пункте 35 Постановления N 49 указано, что проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет, до даты фактического возврата, суды в настоящем случае признали правомерным начисление процентов со дня, следующего за днем внесения обществом авансовых платежей на ЕЛС, то есть с 06.02.2021 (в отношении суммы, внесенной платежными поручениями от 05.02.2021 N 324, 325) и с 03.03.2021 (в отношении суммы, внесенной платежным поручением от 02.03.2021 N 541), и до дат фактического возврата на основании платежных поручений таможенного органа от 12.04.2022, 14.04.2022 и 15.04.2022 соответственно.
Однако суды не учли, что изложенные в пункте 35 Постановления N 49 разъяснения, касающиеся применения часть 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ, не могут толковаться как изменяющие содержание данной нормы.
Согласно части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ проценты подлежат уплате в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей и начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи.
При этом, как уже указывалось выше, согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами признаются уплаченные или взысканные денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
В свою очередь, в статье 30 Закона N 289-ФЗ, на которую также имеется ссылка в пункте 35 Постановления N 49, указано, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, считается исполненной, если размер указанных в настоящей части денежных средств составляет не менее суммы исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы:
с момента идентификации сведений, содержащихся в распоряжении о переводе денежных средств на счет Федерального казначейства, со сведениями, содержащимися в электронном документе, подтверждающем совершение операции по переводу денежных средств с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, на счет Федерального казначейства (подпункт 2 пункта 6 названной нормы).
Таким образом, авансовые платежи до момента их идентификации в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров не могут рассматриваться как излишне уплаченные таможенные платежи, в отношении которых начисляются проценты согласно части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ. В этом случае упомянутый в пункте 35 Постановления N 49 день внесения таможенных платежей в бюджет для целей начисления процентов подлежит определению в соответствии с требованиями статьи 30 Закона N 289-ФЗ.
Этот вывод также подтверждается положениями статьи 48 ТК ЕАЭС, согласно пункту 1 которой авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении конкретных товаров, если внесение таких авансовых платежей устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.
Денежные средства (деньги), внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, иных платежей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи (пункт 4 статьи 48 ТК ЕАЭС).
То обстоятельство, что в соответствии с положениями статей 28, 35 Закона N 289-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, уплачиваются на счета Федерального казначейства и с момента их поступления учитываются как отдельный вид доходов федерального бюджета, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней на основании статьи 72 Закона N 289-ФЗ (пункт 29 Постановления N 49). Однако само по себе нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, вопреки выводам судов, не означает, что при исполнении в дальнейшем за счет таких платежей обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере, превышающем действительную величину подлежащих уплате таможенных платежей, проценты на излишне уплаченные (взысканные) суммы должны начисляться со дня, следующего за днем внесения авансовых платежей на счета Федерального казначейства.
В силу приведенных выше положений статей 30, 48, 66 и 67 ТК ЕАЭС до идентификации в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров авансовые платежи не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей, в том числе излишне взысканных (уплаченных), в отношении которых подлежат начислению проценты.
До осуществления на основании соответствующего распоряжения декларанта такой идентификации денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, могли быть использованы обществом для целей таможенного оформления в соответствии со статьей 35 Закона N 289-ФЗ, а также доступны для возврата (до выявления у декларанта не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей согласно подпункту 8 пункта 18 статьи 36 Закона N 289-ФЗ, пункту 10 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Таким образом, денежные средства, внесенные обществом платежными поручениями от 05.02.2021 N 324, 325 и от 02.03.2021 N 541 в качестве авансовых платежей, следует рассматривать как излишне уплаченные с момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, который подлежит определению с учетом требований пункта 6 статьи 30 Закона N 289-ФЗ, то есть с даты их идентификации в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов по конкретным 126 декларациям на товары.
Исходя из изложенного правового подхода, заблаговременное внесение обществом (в целях неначисления пеней согласно подпункту 8 пункта 19 статьи 72 Закона N 289-ФЗ) авансовых платежей в размере, соответствующем предполагаемой сумме подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, отраженной в акте от 29.01.2021 N 10206000/210/290121/А000020/000 (с предоставлением таможне права на распоряжение этими авансовыми платежами), осуществленное до принятия Выборгской таможней решений от 20.02.2021 и от 03.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в 126 декларациях на товары, а также до направления ЦЭТ уведомлений о неуплаченных суммах таможенных платежей и истечения установленного в названных уведомлениях срока их исполнения, не является основанием для начисления процентов со дня, следующего за днем внесения обществом авансовых платежей на ЕЛС.
При таких обстоятельствах расчет процентов как выполненный при неправильном применении норм материального права подлежит корректировке в части дат, с которых начисляются проценты по каждой из спорных сумм.
Поскольку авансовые платежи могут рассматриваться как излишне уплаченные с момента исполнения за счет таких платежей обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, определяемого в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Закона N 289-ФЗ, требование общества о взыскании процентов, начисленных на остаток несписанной суммы внесенного на ЕЛС авансового платежа в размере 125 222 233,35 руб., также требует от ООО "Криогаз-Высоцк" дополнительного правового обоснования.
Учитывая изложенное, так как судами допущено неправильное применение норм материального права, а для принятия законного и обоснованного решения требуется корректировка расчета подлежащих взысканию процентов, то есть установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, предложить сторонам представить соответствующие расчеты, дать дополнительно представленным в дело доказательствам надлежащую правовую оценку и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2023 по делу N А56-145/2023 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До осуществления на основании соответствующего распоряжения декларанта такой идентификации денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, могли быть использованы обществом для целей таможенного оформления в соответствии со статьей 35 Закона N 289-ФЗ, а также доступны для возврата (до выявления у декларанта не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей согласно подпункту 8 пункта 18 статьи 36 Закона N 289-ФЗ, пункту 10 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Таким образом, денежные средства, внесенные обществом платежными поручениями от 05.02.2021 N 324, 325 и от 02.03.2021 N 541 в качестве авансовых платежей, следует рассматривать как излишне уплаченные с момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, который подлежит определению с учетом требований пункта 6 статьи 30 Закона N 289-ФЗ, то есть с даты их идентификации в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов по конкретным 126 декларациям на товары.
Исходя из изложенного правового подхода, заблаговременное внесение обществом (в целях неначисления пеней согласно подпункту 8 пункта 19 статьи 72 Закона N 289-ФЗ) авансовых платежей в размере, соответствующем предполагаемой сумме подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, отраженной в акте от 29.01.2021 N 10206000/210/290121/А000020/000 (с предоставлением таможне права на распоряжение этими авансовыми платежами), осуществленное до принятия Выборгской таможней решений от 20.02.2021 и от 03.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в 126 декларациях на товары, а также до направления ЦЭТ уведомлений о неуплаченных суммах таможенных платежей и истечения установленного в названных уведомлениях срока их исполнения, не является основанием для начисления процентов со дня, следующего за днем внесения обществом авансовых платежей на ЕЛС.
...
Поскольку авансовые платежи могут рассматриваться как излишне уплаченные с момента исполнения за счет таких платежей обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, определяемого в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Закона N 289-ФЗ, требование общества о взыскании процентов, начисленных на остаток несписанной суммы внесенного на ЕЛС авансового платежа в размере 125 222 233,35 руб., также требует от ООО "Криогаз-Высоцк" дополнительного правового обоснования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2023 г. N Ф07-15516/23 по делу N А56-145/2023
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19118/2024
02.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22475/2024
27.05.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-145/2023
11.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15516/2023
03.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18981/2023
19.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-145/2023