13 декабря 2023 г. |
Дело N А56-96354/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ЛСР" Пахомова А.Н. (доверенность от 28.12.2022), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Трофимовой Л.В. (доверенность от 17.10.2022),
рассмотрев 13.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ЛСР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А56-96354/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ЛСР", адрес: 190031, Санкт-Петербург, ул. Казанская, д. 36, лит. Б, пом./каб. 10-Н, ОГРН 1187847328294, ИНН 7838082999 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Водоканал), о внесении изменений в договор от 29.08.2022 N 63370/22-ВС о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее - Договор ВС) путем исключения раздела XII "Особые условия" (пунктов 42 - 45), и внесении изменений в договор от 29.08.2022 N 63370/22-ВО о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (далее - Договор ВО) путем исключения из него раздела XI "Особые условия" (пункты 42 - 45).
Решением суда от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, выводы судов основаны на неверном толковании условий типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 654 (далее - Постановление N 654); спорные условия договоров ухудшают положение Общества, лишают его прав, которые обычно предоставляются по таким договорам, являются несправедливыми.
В отзыве на кассационную жалобу Водоканал просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Водоканала с ними не согласился.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Водоканал является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывает потребителям услуги водоснабжения и водоотведения, осуществляет технологическое присоединение потребителей к сетям водоснабжения и водоотведения.
Общество осуществляет строительство объекта "Многоквартирные дома со встроенно-пристроенными помещениями, гаражи (автостоянки), объект дошкольного образования, объект начального среднего образования" на принадлежащем ему земельном участке (кадастровый номер 78:40:0008391:35) площадью 173 664 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Казакова, д. 21, корп. 2, лит. А (далее - Объект).
Водоканалом (исполнителем) и Обществом (заявителем) заключены Договор ВС и Договор ВО, по условиям которых исполнитель обязался выполнить действия по подготовке соответственно централизованной системы холодного водоснабжения и системы водоотведения к технологическому присоединению подключаемого Объекта заявителя и в соответствии с параметрами подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения по форме согласно приложению N 1(2) подключить Объект к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения. Заявитель обязался внести плату за подключение (технологическое присоединение), выполнять мероприятия по подключению (технологическому присоединению) Объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и к централизованной системе водоотведения.
Размер платы за подключение и порядок ее установления определены в разделе V Договоров ВС и ВО. Плата за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения Водоканала установлена в индивидуальном порядке распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.04.2022 N 20-р.
В пункте 18 Договора ВС определено, что изменение размера платы за подключение (технологическое присоединение) возможно по соглашению сторон в случае изменения технических условий, а также параметров подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой мощности (нагрузки), местоположения точки (точек) присоединения и (или) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей. При этом порядок оплаты устанавливается соглашением сторон в соответствии с требованиями, установленными Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Аналогичное условие приведено в пункте 19 Договора ВО: изменение размера платы за подключение (технологическое присоединение) возможно по соглашению сторон в случае изменения параметров подключения (технологического присоединения), а также в случае изменения подключаемой мощности (нагрузки), указанной в пункте 7 Договора ВО, местоположения точки (точек) присоединения и (или) подключения и требований к строительству (реконструкции) канализационных сетей. При этом порядок оплаты устанавливается соглашением сторон в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 644.
В пунктах 42 - 45 Договоров ВС и ВО раздела "Особые условия" стороны пришли к соглашению, что в качестве основания для изменения платы за подключение (технологическое присоединение) в соответствии с пунктом 18 Договора ВС и пунктом 19 Договора ВО может являться одно из указанных в них обстоятельств.
Для Договора ВС такими обстоятельствами являются:
- изменение технических условий, под которым понимается необходимость изменения местоположения точки (точек) присоединения (изменение адреса, местоположения точки (точек) присоединения, номера колодца или камеры), а также максимальной мощности (нагрузки) в точках присоединения, в пределах которой исполнитель обязуется обеспечить возможность подключения подключаемого Объекта;
- изменение параметров подключения, влияющее на объем и количество мероприятий по подготовке централизованной системы водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) подключаемого Объекта заявителя;
- изменение местоположения точки (точек) подключения, а также изменение требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей, в том числе с учетом увеличения протяженности сети и(или) определения дополнительных мероприятий, необходимых для подготовки централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) подключаемого объекта.
Для Договора ВО такими обстоятельствами являются:
- изменение параметров подключения, влияющее на объем и количество мероприятий по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) подключаемого объекта заявителя;
- изменение подключаемой мощности (нагрузки), указанной в пункте 7 названного договора;
- изменение местоположения точки (точек) присоединения и(или) подключения;
- изменение требований к строительству (реконструкции) канализационных сетей, в том числе с учетом увеличения протяженности сети и(или) определения дополнительных мероприятий, необходимых для подготовки централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) подключаемого объекта заявителя.
Пунктом 43 Договора ВС и ВО при наличии приведенных выше оснований на исполнителя возложена обязанность внести необходимые изменения в проектную документацию в части выполнения мероприятий на принадлежащих ему объектах; обеспечить проведение экспертизы вновь созданной (измененной) проектной документации (в случаях, предусмотренных законодательством), в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, с определением затрат на выполнение соответствующих работ с учетом внесенных изменений; обратиться в порядке, определенном абзацем 4 пункт 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования) в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в целях корректировки платы за подключение (в случае проведения экспертизы вновь созданной (измененной) проектной документации - после получения результата проведенной экспертизы). С момента утверждения нового размера платы стороны рассматривают такую плату в качестве существенного условия договора взамен ранее согласованной платы, в том числе без дополнительного заключения какого-либо соглашения; условия и порядок внесения нового размера платы за подключение определяются с учетом положений пункта 15 Договора ВС и пункта 16 Договора ВО на основании одностороннего уведомления исполнителя, которое вступает в силу через пятнадцать календарных дней с даты его направления заявителю.
Неисполнение приведенных выше особых условий рассматривается сторонами в качестве отказа от надлежащего исполнения договора (пункт 44 Договоров ВС и ВО).
Согласно пункту 45 особые условия внесены сторонами по итогам переговоров, имеют своей целью установить дополнительную правовую и организационную определенность в части исполнения пункта 18 Договора ВС и пункта 19 Договора ВО, и не имеют своей целью каким-либо образом ограничить сторону договора в реализации прав, установленных договором, а также в возможности его заключения и исполнения. Особые условия могут быть отменены сторонами в любое время путем заключения соответствующего письменно соглашения.
Общество полагает что условия пунктов 42 - 45 разделов "Особые условия" Договоров ВС и ВО предусматривают возможность одностороннего изменения исполнителем существенных условий названных договоров, в том числе точек подключения, мероприятий по подключению и размера платы за подключение, что противоречит действующему законодательству. Считая приведенные условия ничтожными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали Обществу в удовлетворении требований, посчитав, что спорные условия не противоречат действующему законодательству.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644.
Как следует из части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом и Правилами N 644.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном Законом N 416-ФЗ (часть 2 статьи 18).
Порядок заключения и исполнения договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130 (далее - Правила N 2130).
Частью 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ установлено, что договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 данной статьи, ничтожны.
Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 645 утверждены, в частности, типовые договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и к централизованной системе водоотведения.
Содержание пункта 18 Договора ВС и пункта 19 Договора ВО полностью соответствует содержанию пункта 18 типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и пункта 19 типового договора о подключении к централизованной системе водоотведения.
В то же время постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130 с 01.03.2022 введены в действие Правила N 2130 и внесены изменения в Основы ценообразования.
Согласно пункту 39 Правил N 2130 плата за подключение рассчитывается исполнителем исходя из установленных тарифов на подключение или платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования тарифов индивидуально в случаях, предусмотренных пунктом 85 Основ ценообразования.
Пункт 85 Основ ценообразования дополнен абзацем четвертым следующего содержания: "В случае изменения параметров подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой мощности (нагрузки), места нахождения точки (точек) присоединения и (или) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных или канализационных сетей, в том числе при подключении объекта заявителя через технологически связанные (смежные) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании лицу, не являющемуся организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), плата за подключение, установленная органом регулирования тарифов индивидуально, корректируется органом регулирования тарифов на основании заявления организации, осуществляющей подключение (технологическое присоединение).".
Поскольку на момент заключения Договоров ВС и ВО изменилось законодательство, но при этом не были изменены пункты 18 и 19 типовых договоров, стороны дополнили спорные договоры разделами "Особые условия".
Проанализировав приведенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что спорные условия Договоров ВС и ВО не являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ и пункта 5 статьи 426 ГК РФ.
Вопреки мнению истца, условия пунктов 42 - 45 разделов "Особые условия" Договоров ВС и ВО не предусматривают возможности одностороннего изменения исполнителем существенных условий, в том числе точек подключения, мероприятий по подключению и размера платы за подключение.
Все доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А56-96354/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ЛСР" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2023 г. N Ф07-16109/23 по делу N А56-96354/2022