14 декабря 2023 г. |
Дело N А21-10751/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 07.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А21-10751/2022,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тандем", адрес: 236023, Калининград, Советский пр-кт, д. 81, к. 4, пом. 12, оф. 4, ОГРН 1213900013051, ИНН 3906407506 (далее - ООО "Тандем", Общество), 3 329 250 руб. утилизационного сбора, 96 326,31 руб. пеней за период с 06.04.2022 по 31.05.2022, а также пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора с 01.06.2022 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2023, исковые требования удовлетворены частично, с Общества в пользу Таможни взыскано 3 329 250 руб. утилизационного сбора, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497). В остальной части в удовлетворении требования о взыскании пени за просрочку уплаты утилизационного сбора с 06.04.2022 по 31.05.2022 в размере 96 326,32 руб. отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 07.03.2023 и постановление от 08.06.2023 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в иске в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в отношении ввезенной самоходной дорожной фрезы утилизационный сбор не уплачивается, поскольку ввезенное транспортное средство не оформлялось как самоходная машина, не эксплуатировалось, паспорт транспортного средства на ввезенную самоходную машину не оформлялся.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От таможенного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало на Калининградском таможенном посту (Центр электронного декларирования) по декларации на товары N 10012210/210322/328600 товар "самоходная дорожная фреза, марки WIRTGEN, тип W 150, б/у, 2011 года выпуска, производитель WIRTGEN GMBH", код товара 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС; в графе 31 декларации указано, что товар предназначен для разборки на запасные части, узлы и агрегаты и будет использоваться исключительно для ремонта фрезы WIRTGEN.
Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки Таможней установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенной самоходной дорожной фрезы, о чем составлен акт N 10012000/212/180522/А0033. Согласно произведенному таможенным органом расчету сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составила 3 329 250 руб., сумма пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора за период с 06.04.2022 по 31.05.2022 составила 96 326,31 руб.
Таможня направила в адрес Общества уведомление от 31.05.2022 N 22-49/11907 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пеней.
Поскольку в установленный срок утилизационный сбор декларантом не уплачен, таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ввезенная самоходная машина относится к категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и поскольку декларантом утилизационный сбор не уплачен, удовлетворили исковые требования, взыскав утилизационный сбор в заявленном размере, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81).
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты изложен в разделе II Правил N 81 (пункты 11 - 14).
Как правильно указали суды, утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
При таком положении доводы подателя жалобы о том, что ввезенная самоходная дорожная фреза в качестве самоходной машины не оформлялась и не эксплуатировалась, паспорт самоходной машины на нее не получался, машина предназначалась для разборки на запчасти, правового значения не имеют, на выводы суда кассационной инстанции не влияют, поскольку не освобождают Общество как лицо, осуществившее ввоз самоходной машины в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор.
Сумма подлежащего уплате утилизационного сбора исчислена Таможней в соответствии Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также исходя из размеров утилизационного сбора, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, и Обществом не оспорена.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования таможенного органа о взыскании утилизационного сбора.
Пунктом 11 Правил N 81 установлен перечень документов, которые плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
В силу пункта 11(1) Правил N 81 (в редакции, действовавшей в спорный период) документы, предусмотренные пунктом 11 этих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска самоходных машин и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 этих Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, суды пришли к выводу о необходимости взыскания пеней за его неуплату по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы судебных инстанций по существу спора соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), то основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А21-10751/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2023 г. N Ф07-14430/23 по делу N А21-10751/2022