20 декабря 2023 г. |
Дело N А52-963/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ковалевича В.В. (доверенность от 30.05.2023), от муниципального предприятия Псковского района "Коммунальные услуги" Юрченко П.В. (доверенность от 10.07.2023),
рассмотрев 13.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия Псковского района "Коммунальные услуги" на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 по делу N А52-963/2022,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 190000, Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - СЗМУ Росприроднадзора, Управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к муниципальному предприятию Псковского района "Коммунальные услуги"; адрес: 180552, Псковская обл., д. Котово, ш. Ваулиногорское, д. 1, ОГРН 1146027007125, ИНН 6037006747 (далее - МУП "Коммунальные услуги", Предприятие) о взыскании 26 737 969 руб. 20 коп. в возмещение вреда, причиненного недрам вследствие безлицензионной добычи подземных вод.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Псковского района, адрес: 180550, Псковская обл., д. Торошино, Партизанская ул., д. 1, ОГРН 1026002344719, ИНН 6018005392 (далее - Администрация).
Решением суда от 11.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2022, Управлению в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.02.2023, решение суда первой инстанции от 11.07.2022 и постановление апелляционного суда от 04.10.2022 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
При новом рассмотрении суд первой инстанции определением от 24.04.2023 привлек к участию в деле в качестве третьего лица бывшего руководителя Предприятия Евдокимова Дмитрия Борисовича.
Решением суда от 29.06.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Предприятия в пользу Управления взыскано 26 737 969 руб. 20 коп. в возмещение вреда, причиненного недрам, как объекту охраны окружающей среды, а также в доход федерального бюджета 156 690 руб. государственной пошлины.
Указанное решение постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит судебные акты отменить в связи с ошибочными выводами судов о невозможности освободить ответчика от возмещения вреда вследствие безлицензионной добычи подземных вод на основании статьи 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Податель жалобы настаивает на причинении такого вреда в состоянии крайней необходимости, в качестве таковых указывает на существенную нехватку у Предприятия финансовых средств и технического оснащения для получения лицензий на закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения 44 скважин, что усугубляется начатой в 2015 году процедурой банкротства Предприятия.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, а представитель Управления с доводами жалобы не согласился по основаниям, приведенным в отзыве.
Представители Администрации, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2014 (ЕГРН 1146027007125); виды деятельности - производства и передачи тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение; учредитель - Администрация.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации от 08.12.2014 N 27 за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе 44 артезианские скважины.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Предприятие является монополистом и ресурсоснабжающей организацией, занимающейся поставкой холодного, горячего водоснабжения, отопления и водоотведения на территории Псковского района Псковской области.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 16.01.2020 по делу N А52-53/2017 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура конкурсного производства.
СЗМУ Росприроднадзора по материалам, поступившим из Генеральной прокуратуры по СЗФО, содержащих информацию об осуществлении Предприятием деятельности с нарушением требований законодательства о недрах, осуществлена выездная проверки, по результатам которой составлен акт выездного обследования от 28.09.2021 N 277-РП, подтвердивший использование Предприятием скважин в д. Неелово, д. Тямша, д. Соловьи и д. Глоты Псковской области (протокол осмотра от 28.09.2021 N 35/277-РП).
На основании материалов проверки Управлением в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 14.10.2021 N АД-1030/10/2021 и 22.10.2021 принято постановление N АД-1030/10/2021 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения выразившегося в безлицензионном пользовании недрами с целью добычи подземных вод, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Вступившим в законную силу решением суда от 13.12.2021 по делу N А52-5517/2021, постановление Управления от 22.10.2021 N АД-1030/10/2021 признано незаконным и отменено в связи с признанием судом правонарушения малозначительным.
Управление направило Предприятию претензию от 29.12.2021 N 07-10/33121, в которой указало, что за период с января 2020 года по сентябрь 2021 года Предприятие безлицензионно добыло подземную воду в объеме 968 767 куб. м из водозаборных скважин, расположенных на территории д. Неелово, д. Тямша, д. Соловьи и д. Глоты Псковской области, в результате чего причинен вред недрам, выраженный в утрате полезных ископаемых, и предложило в добровольном порядке в течение 30 дней со дня получения претензии возместить вред в размере 26 737 969 руб. 20 коп., рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 "Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах" (далее - Правила N 564).
Ссылаясь на то, что Предприятие в установленный срок в добровольном порядке ущерб не возместило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций при новом рассмотрении, исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, и признали исковые требования Управления подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает вывод судов двух инстанций о доказанности Управлением факта причинения вреда недрам, истощения водных запасов в результате добычи подземных вод в отсутствие лицензии, правильным.
Наличие ущерба (статьи 15, 1064, 1082 ГК РФ) в рассматриваемом случае Управление связывает с действиями Предприятия по безлицензионному пользованию недрами, повлекшими утрату запасов полезных ископаемых (подземных вод).
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Исходя из абзаца четвертого статьи 1 Закона об охране окружающей среды недра, поверхностные и подземные воды относятся к компонентам природной среды.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Статьей 51 Закона о недрах также установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, определен Правилами N 564.
Добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами (пункт 3 статьи 6 Закона о недрах).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 Закона о недрах установлены также требования к содержанию лицензии, определены ее неотъемлемые составные части, которые должны содержать в том числе, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Таким образом, в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 N 2795-О).
Закон о недрах определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О).
Императивный метод регулирования пользования недрами проявляется необходимостью получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, статье 51 Закона о недрах влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами N 564.
Исходя из положений пункта 2 названных Правил, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе, самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694.
Аналогичный вывод содержится также в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2020 N 308-ЭС20-12565 по делу N А63-2073/2019, которая указала, что факт изъятия и утраты запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, в результате безлицензионной добычи, как и иные способы ухудшения свойств недр, составляют правонарушение, в результате которого причиняется вред, подлежащий взысканию.
При этом непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возложение на него обязанности по возмещению вреда окружающей вреде (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694).
Судами установлено и Предприятием не отрицается факт добычи за период с января 2020 года по сентябрь 2021 года подземных вод в объеме 968 767 куб. м из водозаборных скважин, расположенных на территории д. Неелово, д. Тямша, д. Соловьи и д. Глоты Псковской области (всего 44 скважины в 19 населенных пунктах), в отсутствие лицензии, а равно установления в действиях Предприятия состава (вины) инкриминируемого ему деяния по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на право пользования недрами) о чем Управлением вынесено постановление от 31.03.2020 N 02-27/2020.
Вопреки доводам ответчика о недоказанности самого факта причинения вреда недрам со ссылкой на отсутствие в материалах дела доказательств истощения водных запасов, а также на то обстоятельство, что естественные ресурсы подземных вод являются восполняемыми за счет природных и искусственных факторов, суд округа не принимает, поскольку естественное восполнение запасов воды само по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего возмещение причиненного вреда (пункт 3 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022, пункт 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).
Следовательно, при самовольной (безлицензионной) добыче подземных вод, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, Предприятием совершено правонарушение, в результате которого причинен вред недрам, подлежащий взысканию и вывод судов о доказанности факта причинения Предприятием вреда недрам является правильным.
По расчету, выполненному Управлением на основании Правил N 564, Предприятие причинило вред недрам вследствие безлицензионной добычи подземных вод в размере 26 737 969 руб. 20 коп. Указанная сумма ущерба ответчиком надлежащими доказательствами не оспорена, контррасчет не представлен, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. Суды проверили расчет размера вреда и признали его верным.
Оценивая возможность применения положения статьи 1067 ГК РФ, суды правильно обратили внимание на необходимость исключения ситуации, когда организации годами использующие скважины в отсутствие лицензии на добычу подземных вод, в любом случае полностью будут освобождаться от возмещения причиненного вреда недрам только на том основании, что осуществляют водоснабжение населения и объектов социально-бытового назначения и вода относится к жизнеобеспечивающему ресурсу.
В данном случае, как удостоверились суды, с 2014 года этот вопрос не решается ни со стороны Предприятия (со ссылкой на отсутствие денежных средств), ни со стороны Администрации (как заинтересованного лица, действующего в интересах населения).
Между тем, получение лицензии обусловлено в том числе, обеспечением соискателем санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию скважин, тогда как из жалобы следует, что до настоящего времени наличие санитарной зоны им не обеспечено в виду отсутствия на то финансовой возможности.
При таких обстоятельствах, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Предприятия ущерба в испрашиваемой Управлением сумме.
Судебная коллегия, оценивая доводы жалобы, установила отсутствие в них ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу, признала их несостоятельными. Иная оценка заявителем установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства, не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Поскольку производство по рассмотрению кассационной жалобы Предприятия завершено, с него по правилам статьи 102 АПК РФ и статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 по делу N А52-963/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального предприятия Псковского района "Коммунальные услуги" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия Псковского района "Коммунальные услуги" (ОГРН 1146027007125, ИНН 6037006747; адрес: 180552, Псковская обл., Псковский р-н, д. Котово, ш. Ваулиногорское, д. 1) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам ответчика о недоказанности самого факта причинения вреда недрам со ссылкой на отсутствие в материалах дела доказательств истощения водных запасов, а также на то обстоятельство, что естественные ресурсы подземных вод являются восполняемыми за счет природных и искусственных факторов, суд округа не принимает, поскольку естественное восполнение запасов воды само по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего возмещение причиненного вреда (пункт 3 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022, пункт 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).
...
Оценивая возможность применения положения статьи 1067 ГК РФ, суды правильно обратили внимание на необходимость исключения ситуации, когда организации годами использующие скважины в отсутствие лицензии на добычу подземных вод, в любом случае полностью будут освобождаться от возмещения причиненного вреда недрам только на том основании, что осуществляют водоснабжение населения и объектов социально-бытового назначения и вода относится к жизнеобеспечивающему ресурсу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2023 г. N Ф07-19459/23 по делу N А52-963/2022
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19459/2023
06.09.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6594/2023
29.06.2023 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-963/2022
03.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22323/2022
04.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7388/2022
11.07.2022 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-963/2022