25 декабря 2023 г. |
Дело N А56-79128/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Ларионова Р.В. (доверенность от 27.06.2023 N 79),
рассмотрев 20.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу N А56-79128/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 470, адрес: 195256, Санкт-Петербург, пр-кт Науки, д.14, к. 1, ОГРН 1027802502860, ИНН 7804017800 (далее - Кооператив, ЖСК), обратился в Арбитражный суд городам Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - региональный оператор, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1263557-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), путем принятия п. 4.1 договора в редакции Кооператива, а именно: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим образом: расчетным путем, исходя из фактического количества контейнеров объемом - 0, 36 м куб.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, Чайковского ул., д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361, Администрация Калининского района Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 13/1, ОГРН 1027802508271, ИНН 7804042349.
Решением суда первой инстанции от 03.05.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе региональный оператор, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 03.05.2023 и постановление от 10.08.2023, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды не учли порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предусмотренный Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), неправомерно не применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); изменили в пункте 4.1 договора порядок коммерческого учета ТКО в отсутствие в материалах дела доказательств организации Кооперативом раздельного накопления сортированных ТКО, применив Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), изложили пункт 4.1 договора в редакции ЖСК, при этом оставили в редакции Общества приложение N 1 к договору, согласно которому учет ТКО осуществляется по нормативу накопления, что противоречит условиям пункта 4.1 договора.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить ее без удовлетворения, а решение и постановление - без изменения.
В судебном заседании представитель регионального оператора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе,
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Науки, д. 14, корп. 1.
Общество, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-nea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021, а также направило в адрес Кооператива проект договора.
Кооператив, получив 19.03.2022 проект договора, не согласился с предложенными региональным оператором его условиями и направил 29.03.2022 Обществу протокол разногласий.
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших при заключении договора разногласий послужило основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правилами N 1156 установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148 (49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8 (1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I (1) названных Правил (пункты 8 (1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В данном случае Кооператив не заявлял о наличии раздельного накопления сортированных ТКО и соблюдении им правил раздельного накопления ТКО, установленных Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022 N 371-р, а настаивал на включении в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (стекло, пластик, бумага, продукты потребления и т.д.).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Принимая во внимание изложенное, пункт 4.1 договора подлежал изложению в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО), следует признать несостоятельными.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354.
Ссылка судов на судебные акты по делу N А56-39992/2022 не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, в котором установлена иная совокупность фактических обстоятельств.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении приведенных нормативных положений и свидетельствуют о неправильном разрешении спора по существу.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, отменяя принятые по делу судебные акты, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Кооперативом требований.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы понесенные Обществом 6000 руб. расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат взысканию с Кооператива в пользу Общества в порядке возмещения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу N А56-79128/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований Жилищно-строительного кооператива N 470 отказать.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива N 470, адрес: 195256, Санкт-Петербург, пр-кт Науки, д.14, к. 1, ОГРН 1027802502860, ИНН 7804017800, в пользу акционерного общества "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913, 6000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2023 г. N Ф07-17690/23 по делу N А56-79128/2022