18 января 2024 г. |
Дело N А56-129361/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.01.2024), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта Князева Р.Ф. (доверенность от 29.12.2023),
рассмотрев 15.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А56-129361/2022,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта, адрес: 196105, Санкт-Петербург, Сызранская ул., д. 15, ОГРН 1027809259730, ИНН 7830001927 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительными решения и предписания от 21.09.2022 по жалобе N Т02-470/22.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Заслон-Инжиниринг", адрес: 199226, Санкт-Петербург, Морская наб., д. 15, лит. А, пом. 27-Н, оф. 79, ОГРН 1187847058486, ИНН 7841071757 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 16.05.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом письменных объяснений) Предприятие просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, от характеристик, указанных в Техническом задании в отношении параметров влажность, грибные ядровые пятна, отклонение по толщине, зависят прочность опалубки и точность ее монтажа для проведения последующих бетонных работ с надлежащим качеством. По своему функциональному назначению опалубка, для устройства которой используется спорный товар (доски), является специальным приспособлением (инструментом). Требования заказчика не являлись избыточными. Общество не подавало заявку на участие в закупке и не имеет права обращения с жалобой в антимонопольный орган.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления возразила против удовлетворения жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются и не рассматриваются (глава 35 АПК РФ).
Законность обжалованных судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.08.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение N 32211656660 о проведении Предприятием аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по модернизации сетей (водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации) с ремонтом полов цеха по ремонту трамваев по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 83, лит. "Я", включая документацию о закупке. Начальная (максимальная) цена контракта: 19 699 372 руб. 62 коп.
Закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положения о закупках товаров, работ, услуг в редакции от 20.07.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, документации.
Комиссия УФАС, рассмотрев поступившую до истечения срока подачи заявок жалобу Общества (от 07.09.2022 вх. N 23088-ЭП/22) на действия организатора торгов при организации и проведении аукциона, вынесла решение по жалобе N Т02-470/22, которым жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях организатора торгов признаны нарушения пункта 2 части 1, части 6.1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 1, 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенные путем неправомерного установления в приложении N 1 к Техническому заданию описания предмета закупки, содержащего избыточные требования в отношении используемого материала "Доски", не соответствующие предмету и целям проводимой процедуры закупки (пункт 2); решено выдать организатору торгов и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (пункт 3); решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для решения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения (пункт 4).
Организатору торгов и его закупочной комиссии выдано предписание от 21.09.2022 об устранении выявленных нарушений, согласно которому необходимо совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры закупки, возврата заявок на участие в закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, действующим Положением о закупках организатора торгов и Законом N 223-ФЗ; об исполнении предписания сообщить в УФАС до 18.10.2022 с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с решением и предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Частью 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указывать, в том числе, функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Согласно пункту 3.3.3 документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Пунктом 9 Информационной карты установлено, что объем и характеристики выполняемых работ определяются в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Согласно пункту 2.2 Технического задания наименование, основные характеристики и объемы требуемых к выполнению работ: демонтажные, монтажные, отделочные, сантехнические работы должны быть выполнены в соответствии с сформированной рабочей документацией (ШИФР: 403/2020-ЭА-ОБ, 403/2020-ЭА-ПЗ, 403/2020-ЭА-АР, 403/2020-ЭА-КЖ, 403/2020-ЭА-ВК, 403/2020-ЭА-НВК), приложением N 1 к Техническому заданию и локальным сметным расчетом.
Приложением N 1 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ.
Позиции N 1 приложения N 1 к Техническому заданию соответствует товар "Доски", в отношении которого установлены в том числе следующие требования:
10. Наклон волокон - должно быть допускается, не превышает 5 %;
15. Грибные ядровые пятна - должно быть не допускаются; допускаются общей площадью не более 10 % от площади пиломатериала; допускаются общей площадью не более 20 % от площади пиломатериала;
19. Влажность - не превышает 22 %;
22. Предельные отклонения по толщине - рекомендуются +/- 2 мм.
УФАС пришло к выводу о том, что организатором торгов в приложении N 1 к Техническому заданию установлены избыточные требования в отношении товара "Доски", используемого при выполнении работ, но являющегося расходным материалом, который не передается заказчику по результатам проведения работ и не относится к предмету закупки.
Такое требование не относится к описанию участниками выполняемых работ, а также не соответствует предмету и целям проводимой процедуры закупки. Тем самым, по мнению судов двух инстанций, описание предмета закупки, установленное в документации, не соответствует условиям части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не позволяет потенциальным участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке. Предприятие не оспорило доводы жалобы Общества, что товар, в отношении которого установлены спорные требования, не предусмотрен сметой и проектной документацией, демонтируется после окончания работ.
Жалоба Общества подана до истечения срока окончания подачи заявок на участие в закупке, предмет закупки составляют строительно-монтажные работы, требований о наличии у исполнителя специальных разрешений (лицензий) заказчик не привел, неподача заявки на участие в закупке не означала в настоящих конкретных обстоятельствах отсутствие возможностей и потенциального интереса.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу N А56-129361/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УФАС пришло к выводу о том, что организатором торгов в приложении N 1 к Техническому заданию установлены избыточные требования в отношении товара "Доски", используемого при выполнении работ, но являющегося расходным материалом, который не передается заказчику по результатам проведения работ и не относится к предмету закупки.
Такое требование не относится к описанию участниками выполняемых работ, а также не соответствует предмету и целям проводимой процедуры закупки. Тем самым, по мнению судов двух инстанций, описание предмета закупки, установленное в документации, не соответствует условиям части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не позволяет потенциальным участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке. Предприятие не оспорило доводы жалобы Общества, что товар, в отношении которого установлены спорные требования, не предусмотрен сметой и проектной документацией, демонтируется после окончания работ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2024 г. N Ф07-19092/23 по делу N А56-129361/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19092/2023
30.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22530/2023
16.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-129361/2022