22 января 2024 г. |
Дело N А56-5953/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Ибаева М.Р. (доверенности от 18.01.2023 и от 09.01.2024 соответственно),
рассмотрев 18.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А56-5953/2023,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76, ОГРН1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), о признании решения Управления от 20.10.2022 N 16-15/54707 незаконным, обязании Управления отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 28.06.2022 за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2227802039386 о государственной регистрации, на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Тюльпан" (далее - Общество) в качестве юридического лица.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Гроза Надежда Владимировна, Инспекция, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О, ОГРН 1047822999861, ИНН 7813200915.
Решением суда от 17.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Комитета в полном объеме. По мнению подателя жалобы, решение Управления не соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) при наличии незавершенного производства по делу N А56-65146/2022 и нарушает имущественные права и законные интересы Комитета по договору в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления и Инспекции против удовлетворения жалобы возражал.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общим собранием учредителей Общества 24.01.2022 принято решение (оформлено протоколом N 4) о добровольной ликвидации Общества и о назначении Гроза Н.В. ликвидатором Общества.
Общество 28.01.2022 представило в регистрирующий орган заявление (уведомление) по форме N Р15016 с приложением решения от 24.01.2022 о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора, по результатам рассмотрения которого 04.02.2022 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2227800338478.
Согласно информации, опубликованной в журнале "Вестник государственной регистрации" N 6 (876) от 16.02.2022 за N 1028, требования кредиторов Общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения по адресу места нахождения Общества.
В регистрирующий орган 21.06.2022 поступил комплект документов (в том числе заявление (уведомление) по форме N Р15016) от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@) для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества. На основании указанного комплекта документов, а также решения о государственной регистрации от 28.06.2022 N 89688А, Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2227802039023.
Также 21.06.2022 в Инспекцию представлен комплект документов (в том числе ликвидационный баланс) с заявлением (уведомлением) по форме N Р15016 о завершении ликвидации.
Представленный ликвидационный баланс Общества, составленный по состоянию на 16.06.2022, не содержит сведений о наличии у Общества какой-либо кредиторской задолженности.
В отношении указанного комплекта документов 28.06.2022 Инспекцией принято решение N 89701А о государственной регистрации ликвидации Общества, на основании которого в ЕГРЮЛ за ГРН 2227802039386 внесена соответствующая запись.
Комитет обжаловал данное решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Управление решением от 20.10.2022 N 16-15/54707 оставило без изменения решение налогового органа.
Ссылаясь на то, что на момент принятия решения о ликвидации Общества в суд поступило исковое заявление Комитета, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций признали требования Комитета не подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11, пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в статье 23 Закона N 129-ФЗ.
Регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов (пункты 4 и 4.1 статьи 9, пункт 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения Управления.
Суды исходили из того, что при предъявлении в Инспекцию комплекта документов, являвшихся основанием для принятия регистрирующим органом решения N 89701А о государственной регистрации ликвидации Общества, основания для отказа в их принятии, предусмотренные статьей 23 Закона N 129-ФЗ, отсутствовали. Доказательств, свидетельствующих о нарушении Инспекцией порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, в материалы дела не представлено.
Ссылка Комитета на наличие спора по делу N А56-65146/2022 (о взыскании задолженности по договору на размещение нестационарного торгового объекта) на дату принятия Инспекцией решения о государственной регистрации ликвидации Общества отклонена судами, поскольку по состоянию на 28.06.2022 к производству арбитражного суда исковое заявление Комитета (подано в суд 27.06.2022) не было принято.
Положениями пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Согласно части 3 статьи 127 АПК РФ о принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.
На момент рассмотрения представленного в Инспекцию 21.06.2022 комплекта документов производство по делу N А56-65146/2022 не было возбуждено. Вопреки доводам Комитета, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ.
Суды также приняли во внимание, что возражения относительно предстоящей ликвидации в адрес Инспекции от Комитета не представлялись. При заинтересованности в сохранения статуса Общества как действующего и находящегося в процессе ликвидации заявитель имел возможность подать возражения Инспекции, что им не сделано.
Учитывая, что Инспекцией как регистрирующим органом совершены спорные регистрационные действия в соответствии с нормами действующего законодательства о государственной регистрации, Управлением обоснованно было отказано в удовлетворении жалобы Комитета.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правильному выводу, что в силу статьи 13 ГК РФ, статьи 198 АПК РФ отсутствуют правовые и фактические основания для признания незаконным оспариваемого решения, и отказали в удовлетворении требований заявителя.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку.
Поскольку суды правильно применили нормы материального права не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А56-5953/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды исходили из того, что при предъявлении в Инспекцию комплекта документов, являвшихся основанием для принятия регистрирующим органом решения N 89701А о государственной регистрации ликвидации Общества, основания для отказа в их принятии, предусмотренные статьей 23 Закона N 129-ФЗ, отсутствовали. Доказательств, свидетельствующих о нарушении Инспекцией порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, в материалы дела не представлено.
...
Положениями пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
...
На момент рассмотрения представленного в Инспекцию 21.06.2022 комплекта документов производство по делу N А56-65146/2022 не было возбуждено. Вопреки доводам Комитета, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2024 г. N Ф07-20826/23 по делу N А56-5953/2023