22 января 2024 г. |
Дело N А56-79500/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Алиева Э.Н. (доверенность от 26.12.2023 N 193), от жилищного строительно-эксплуатационного кооператива "Графит - ЖСЭК" Родионовой Л.А. (доверенность от 01.07.2023),
рассмотрев 15.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А56-79500/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищный строительно-эксплуатационный кооператив "Графит - ЖСЭК", адрес: 196657, Санкт-Петербург, г. Колпино, Заводской пр., д. 56, ОГРН 1037842002230, ИНН 7820010721 (далее - Кооператив), уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковые требования, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, региональный оператор), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1258216-2022/ТКО (далее - Договор), изложив пункты 1.3 и 4.1 в редакции Кооператива.
Определением от 19.10.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 29.03.2023 иск удовлетворен, разногласия, возникшие при заключении Договора, урегулированы; пункт 1.3 Договора изложен в предложенной Кооперативом редакции: "Способ складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО): в контейнерах V = 0,36 куб. м, расположенных в мусороприемных камерах многоквартирного жилого дома, выкатываемых Потребителем в день приемки ТКО на площадку перед данными мусороприемными камерами, обеспеченную подъездами для мусоровоза к месту его остановки для погрузки контейнеров. Способ складирования КГО: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/специальных площадках складирования КГО; пункт 4.1 Договора изложен в предложенной Кооперативом редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
Постановлением от 01.09.2023 апелляционный суд оставил решение от 29.03.2023 без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды не учли порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, предусмотренный Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), неправомерно не применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Кооператива возражала против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Заводской пр., д. 56.
Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Письмом от 25.03.2022 ответчик направил в адрес истца проект Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому объем и стоимость ТКО рассчитаны исходя из нормативов накопления ТКО.
Не согласившись с предложенной ответчиком редакцией договора, истец направил ответчику протокол разногласий от 13.06.2022, в котором настаивал на расчете объема принимаемых ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, а также выразил несогласие со способом складирования ТКО и с некоторыми другими условиями договора.
По итогам рассмотрения указанного протокола разногласий ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий от 28.06.2022.
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших при заключении Договора разногласий послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В данном случае Кооператив не заявлял о наличии раздельного накопления сортированных ТКО и соблюдении им правил раздельного накопления ТКО, установленных Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022 N 371-р, а настаивал на включении в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (стекло, пластик, бумага, продукты потребления и т.д.).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р. Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, пункт 4.1 Договора подлежал изложению в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО), следует признать несостоятельными.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354.
Судом первой инстанции пункт 1.3 Договора утвержден в редакции Кооператива: "Способ складирования ТКО: в контейнерах V = 0.36 куб. м, расположенных в мусороприемных камерах многоквартирного жилого дома, выкатываемых Потребителем в день приемки ТКО на площадку перед данными мусороприемными камерами, обеспеченную подъездами для мусоровоза к месту его остановки для погрузки контейнеров. Способ складирования КГО: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/специальных площадках складирования КГО".
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
По смыслу приведенных положений стороны договора по обращению с ТКО вправе выбрать любой из указанных способов складирования ТКО. Аналогичным образом изложен пункт 3 в типовой форме договора, предусматривающий различные варианты складирования ТКО.
Судам установлено, что МКД N 56, находящийся по адресу г. Колпино, Заводской пр., имеет в составе внутридомовой инженерной системы мусороприемные камеры, в которых расположены контейнеры V = 0,36 куб. м. Истец в течение многих лет, в том числе в период с 01.01.2022 по настоящее время, складирует ТКО данным способом, а ответчик принимает ТКО из контейнеров, выкатываемых работниками кооператива в день приемки ТКО на площадку перед данными мусороприемными камерами.
Предложенная Кооперативом редакция пункта 1.3 Договора соответствует обстоятельствам дела, не противоречит положениям Правил N 1156 и условиям типового договора, не нарушает прав регионального оператора, поэтому обоснованно урегулирована в редакции потребителя.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, отменяя принятые по делу судебные акты в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 договора от 30.12.2021 N 1258216- 2022/ТКО, вынести новый судебный акт об отказе в исковых требованиях Товарищества в указанной части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А56-79500/2022 в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 договора от 30.12.2021 N 1258216- 2022/ТКО отменить.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354.
...
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
...
По смыслу приведенных положений стороны договора по обращению с ТКО вправе выбрать любой из указанных способов складирования ТКО. Аналогичным образом изложен пункт 3 в типовой форме договора, предусматривающий различные варианты складирования ТКО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2024 г. N Ф07-19111/23 по делу N А56-79500/2022