22 января 2024 г. |
Дело N А56-112468/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от акционерного общества "Первая Башенная Компания" Рухленко В.С. (доверенность от 09.01.2024 N 4-т),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2023 по делу N А56-112468/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Башенная Компания", адрес: 107078, Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Красносельский, ул. Маши Порываевой, д. 34, эт. 4, пом. III, ком. 1, ОГРН 1177746646197, ИНН 7707387700 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 14.09.2022 N 05-26-33088/22-0-0 об отказе в заключении договора; обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения договора на размещение объекта - наземного сооружения связи (опоры) на части земельного участка площадью 14 кв. м в границах кадастрового квартала 78:34:0004128 сроком на 3 года (согласно заявлению от 09.08.2022 N 0908/5, зарегистрированному 10.08.2022 за вх. N 05-26-75719/22-0-0), в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением от 05.06.2023 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2023 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, использование спорного земельного участка в заявленных целях нарушит режим использования территории зеленых насаждений, установленный законом о зеленых насаждениях, ухудшит условия ее использования и содержания, повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории, деятельность по размещению антенно-мачтового сооружения окажет очевидное негативное воздействие на территории зеленых насаждений в виде их повреждения (нарушение и уничтожение почвенного покрова/газона), нарушит возможность использования соответствующей территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, поскольку единственной возможной целью использования участка после размещения на нем антенно-мачтового сооружения будет эксплуатация такого сооружения; Общество не доказало нарушение своих прав оспариваемым отказом ввиду недоказанности необходимости использовать часть участка площадью 14 кв. м для размещения мачтового сооружения.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 09.08.2022 N 0908/5 (зарегистрировано в Комитете 10.08.2022 за вх. N 05-26-75719/22-0-0) о принятии решения о заключении договора на размещение объекта - антенно-мачтового сооружения связи, для возведения которого не требуется разрешение на строительство (опоры связи), на части земельного участка площадью 14 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, согласно приложенной схеме сроком на 3 года.
Решением от 14.09.2022 N 05-26-33088/22-0-0 Комитет отказал в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 521-118), поскольку испрашиваемый земельный участок представлен зелеными насаждениями (газоном), расположен в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по Комендантскому проспекту, включенной в Перечень территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), утвержденный распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 28.09.2021 N 291-р; в соответствии со статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 396-88) и пунктами 2, 3 Правил охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 (далее - Правила), на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), не допускается размещение подобных сооружений связи.
Общество, считая, что оснований для отказа в размещении опоры связи на испрашиваемой территории не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом Санкт-Петербурга N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение Комитета мотивировано расположением испрашиваемого участка в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения).
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга N 396-88.
Согласно статье 2 данного Закона территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона Санкт-Петербурга N 396-88, согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила.
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. В силу пункта 3 Правил на территориях зеленых насаждений запрещается размещать объекты капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством).
Приведенными выше положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, не являющихся объектами капитального строительства, на территории зеленых насаждений, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции. Доказательств того, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на испрашиваемой территории площадью 14 кв. м на указанных в заявлении условиях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования соответствующей территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представил.
При таком положении суды правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа и удовлетворили заявленные требования.
Довод Комитета о недоказанности нарушения оспариваемым решением прав Общества ввиду недоказанности Обществом необходимости использования участка площадью 14 кв. м для размещения мачтового сооружения обоснованно отклонен апелляционным судом со ссылкой на недоказанность заинтересованным лицом избыточности запрошенной площади с учетом представленной Обществом в материалы дела рабочей документации на металлическую опору, предназначенную для размещения оборудования связи, согласно которой опора размещается на фундаменте в виде бетонной плиты с размерами в плане 3600х3600 мм (то есть площадью 13 кв. м). При этом законодательно предельные размеры площади участков для размещения антенно-мачтового сооружения связи не установлены.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2023 по ходатайству Комитета исполнение решения от 05.06.2023 и постановления от 01.10.2023 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2023 по делу N А56-112468/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 05.06.2023 и постановления от 01.10.2023 по настоящему делу отменить.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2023 по ходатайству Комитета исполнение решения от 05.06.2023 и постановления от 01.10.2023 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2024 г. N Ф07-20762/23 по делу N А56-112468/2022
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20762/2023
01.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25499/2023
05.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112468/2022