25 января 2024 г. |
Дело N А56-117360/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Группа "Медицинские технологии" - генерального директора Иванова Ф.Д. (решение от 12.10.2020 N 11), представителей Шеринга А.А. (доверенность от 20.02.2022) и Поповой Л.И. (доверенность от 16.02.2023), от Северо-Западной электронной таможни Прозоровой А.А. (доверенность от 27.12.2023 N 05-23/0080),
рассмотрев 22.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А56-117360/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа "Медицинские технологии", адрес: 196240, Санкт-Петербург, Кубинская ул., д. 75, к. 1, лит. Б, пом. 1-Н, ОГРН 1027810257970, ИНН 7826136801 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), от 22.08.2022 об отказе в выпуске товаров, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/210822/3299667; о возложении на Таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата суммы таможенного сбора за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в размере 8350 руб.; о признании незаконным решения Таможни от 04.10.2022 о внесении изменений в ДТ N 10228010/210822/3299666.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Северо-Западное таможенное управление, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А, ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - Управление).
Решением суда от 08.05.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы настаивает на неправомерности применения Обществом налоговой льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении ввезенного им медицинского изделия, поскольку оно ввезено в составе, (комплекте), отличном от указанного в регистрационном удостоверении, представленном при таможенном декларировании. По мнению Таможни, при таможенном оформлении должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении к нему) составляющие изделия медицинского назначения; ввезенные составляющие рентгенографического оборудования в отсутствие рентгеновского генератора не образуют полный базовый состав, предусмотренный регистрационным удостоверением N ФСЗ 2012/12335.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании внешнеторгового контракта от 28.07.2022 N AB22/000419, заключенного с компанией "EXAMION GMBH" (Германская Республика), Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по ДТ N 10228010/210822/3299666 (товар N 2) и N 10228010/210822/3299667 (товар N 1) два идентичных товара - аппарат цифровой рентгенографический портативный EXAMION, страна происхождения - Германская Республика.
В названных ДТ указан классификационный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9022 14 000 0, а также код ОКПД 2 - 26.60.11.113.
В графе 36 ДТ Общество указало на освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники ("ОООО-ХТ").
При декларировании товаров Общество приложило к ДТ регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 29.03.2021 N ФСЗ 2012/12335 (выдано - 14.06.2012, переоформлено - 29.03.2021), выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
По результатам проведенного таможенного контроля по ДТ N 10228010/210822/3299667, установив отсутствие отдельных составных частей (генератора рентгеновского/моноблока 4.0 кВт/8 кВт) медицинского изделия, Таможня выставила Обществу требование от 22.08.2022 о внесении в срок до 22.08.2022 изменений в сведения, заявленные в ДТ, в части исключения преференций, регистрационного удостоверения, и перерасчете таможенных платежей (графы 36, 44, 47, ДТ).
В связи невыполнением данного требования и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) Таможней 22.08.2022 принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ N 10228010/210822/3299667 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты НДС, в связи с отказом в предоставлении льготы по уплате НДС из-за ввоза не всех позиций из возможной комплектации товара, указанных в приложении к представленному регистрационному удостоверению. Обществу рекомендовано подать новую ДТ с учетом сведений, указанных таможенным органом в требовании внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, с Общества взыскано 8530 руб. сборов за таможенное оформление.
Товар, заявленный ранее по ДТ N 10228010/210822/3299667, был повторно задекларирован Обществом и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10228010/230822/3301548 с уплатой НДС в размере 252 749,46 руб.
По результатам проведенной после выпуска товара таможенной проверки документов и сведений, указанных в ДТ N 10228010/210822/3299666, установив факт несоблюдения Обществом условий, необходимых для предоставления льгот по уплате НДС в отношении задекларированного товара ввиду ввоза спорного товара в составе (комплекте), отличном от указанного в представленном регистрационном удостоверении (отсутствовал генератор рентгеновский/моноблок 4.0 кВт/8 кВт), Таможня составила акт N 10228000/205/270922/А1204 и 04.10.2022 приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/210822/3299666, в части исключения из ДТ преференций, регистрационного удостоверения и перерасчете таможенных платежей, фактически отменяющих льготу по уплате НДС по ранее выпущенному в свободное обращение товару по ДТ N 10228010/210822/3299666.
Считая указанные решения Таможни неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, придя к выводу о правомерности применения Обществом льготы по уплате НДС в отношении товаров, оформленных по спорным ДТ, удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ - медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Такое освобождение от уплаты НДС применяется при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке (абзац четвертый подпункта 2 статьи 150 НК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения этого абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Постановлением N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (как было указано ранее - Перечень).
Постановлением N 1042 также утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, который применяется с учетом примечаний.
Примечанием 1 к Перечню определено, что для целей применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31 декабря 2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, освобождение от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию, применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные изделия и совпадения (соответствия) кода ОКП для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, с кодом ОКП, включенным в Перечень.
Суды установили, что при декларировании спорных товаров Общество представило регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 29.03.2021 N ФСЗ 2012/12335 на медицинское изделие "Аппарат цифровой рентгенографический портативный EXAMION с принадлежностями..", которое имеет код ОКПД 2 26.60.11.113.
Задекларированный товар и все его части и принадлежности, указанные в спорных ДТ, поименованы в регистрационном удостоверении.
Классификация товара по соответствующим кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 Таможней не оспаривается.
Установив, что при декларировании спорные товары классифицированы по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0, указанный в регистрационном удостоверении код ОКПД 2 (26.60.11.113) ввезенных товаров тождественен коду ОКПД 2 медицинских изделий, указанному в пункте 10 Перечня, суды пришли к выводу о том, что спорные товары соотносятся с медицинскими изделиями, указанными в пункте 10 раздела 1 Перечня, следовательно, относятся к изделиям медицинского назначения, ввоз которых освобождается от уплаты НДС.
Суды также отметили, что в данном случае отсутствие всех позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не сопряжено с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров.
При таких обстоятельствах Общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорных товаров.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А56-117360/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения этого абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А56-117360/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2024 г. N Ф07-20607/23 по делу N А56-117360/2022
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17474/2024
22.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19946/2024
25.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20607/2023
31.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17167/2023
15.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24779/2023
08.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117360/2022