25 января 2024 г. |
Дело N А05-13033/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Федоровой М.А. (доверенность от 18.09.2023), от Правительства Архангельской области Рябовой Е.П. (доверенность от 17.08.2023 N 02-02/24),
рассмотрев 24.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Градиент Строй" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А05-13033/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой", адрес: 143020, Московская обл., дер. Ликино, Промышленная ул., д. 1, 2 эт., пом. 3, ч. 1, ОГРН 1207700382340, ИНН 7720647718 (далее - Общество, ООО "ГрадиентСтрой"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), акционерному обществу "Архангельский экологический оператор", адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр-кт, д. 45, ОГРН 1142901008216, ИНН 2901250088 (далее - Оператор), о признании недействительным (ничтожным) концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объекта "Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год", расположенного по адресу: Архангельская обл., Котласский р-н, МО "Черемушское", размещенного 30.06.2022 на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru по извещению N 300622/0979275/01; о признании незаконным решения Министерства, оформленного протоколом от 19.08.2022 N 1 заседания комиссии по проверке соответствия лиц, подавших заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения; понуждении Министерства провести конкурс в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N115-ФЗ) при участии прокурора Архангельской области.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Правительство Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр-кт, д. 49, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205 (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "ГрадиентСтрой", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить исковые требования.
По мнению подателя жалобы, суды не оценили должным образом приводимые истцом доводы о том, что при подаче заявки на участие в конкурсе заинтересованное лицо только декларирует свое соответствие требованиям Закона N 115-ФЗ. При таких обстоятельствах у Министерство не имелось оснований для отклонения заявки Общества по причине непредставления документов, подтверждающих достоверность сведений о наличии у заявителя средств и возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.
В судебном заседании представители Министерства и Правительства возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзывах на жалобу.
ООО "ГрадиентСтрой", надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 11.04.2017 N 144-пп утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), на территории Архангельской области, предусматривающая создание трех опорных объектов по обращению с ТКО, в том числе в Котласском районе Архангельской области.
Оператор 05.05.2022 предложил Правительству заключить концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации объекта "Комплекс обработки и утилизации твердых коммунальных отходов мощностью 70 000 тонн в год, расположенный по адресу: Архангельская обл., Котласский р-н, МО "Черемушское"" (далее - Концессионное соглашение) на основании части 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Министерство рассмотрело поступившее предложение и разместило его 30.06.2022 на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru за N 300622/0979275/01 в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в проекте Концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения Концессионного соглашения.
ООО "ГрадиентСтрой" направило в Министерство заявку от 20.07.2022 N 20/07-1 о готовности к участию в конкурсе на заключение Концессионного соглашения.
Министерство, рассмотрев указанную заявку, признала ее не соответствующей требованиям, установленным пунктом 4 части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, поскольку ООО "ГрадиентСтрой" не подтвердило наличие средств инвестиций или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте Концессионного соглашения.
Приложенные к заявке документы (договор целевого займа от 11.07.2022 N 110722/1, заключенный между ООО "ГрадиентСтрой" и частной компанией с ограниченной ответственностью (далее - ЧКОО) "Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед" (зарегистрирована 17.03.2020 в Гонконге) и гарантийное письмо указанной компании от 11.07.2022 N 248-11/07) Министерство не признало в качестве документов, подтверждающих наличие средств инвестиций или возможности их получения, в связи с чем отклонило заявку Общества (протокол от 19.08.2022 N 1).
В отсутствие иных заявок Правительство и Оператор заключили концессионное соглашение без проведения конкурса (часть 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
Считая концессионное соглашение заключенным с нарушением порядка, установленного частью 4.9 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, ООО "ГрадиентСтрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.
Порядок проявления инициативы заключения концессионного соглашения без проведения конкурса и дальнейшие действия уполномоченного органа и заинтересованных лиц регулируются положениями частей 4.2 - 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которыми лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 Закона N 115-ФЗ, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия (часть 4.2); в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает, в том числе сведения о соответствии этого лица установленным требованиям; форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 4.3).
Форма предложения о заключении концессионного соглашения и перечень представляемых документов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения" (далее - Правила N 300).
Частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ установлены требования к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иным лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения.
В силу пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать требованию о наличии средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.
Данное требование отражено также в пункте 4 Правил N 300, в примечании к которому (N 5) указано на необходимость представления копии подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств.
Суды установили, что ООО "ГрадиентСтрой" совместно с заявкой представило следующие документы: протокол общего собрания участников Общества от 20.07.2022 N 62, согласно которому принято решение о заключении договора целевого займа с ЧКОО "Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед" на сумму 115 000 000 руб.; гарантийное письмо указанной компании о предоставлении долгосрочного займа в срок не позднее 30.09.2022 и договор целевого займа, заключенный с ЧКОО "Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед".
Суды оценили указанные документы и согласились с выводом Министерства о том, что Общество не подтвердило соответствие его требованиям, указанным в пункте 4 части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, ввиду отсутствия доказательств наличия у иностранной компании статуса кредитной организации, аккредитованной Центральным баком Российской Федерации.
Довод ООО "ГрадиентСтрой" об отсутствии у него обязанности по представлению документов, установленных в Правилах N 300, оценен судами и аргументировано отклонен.
Как справедливо указано судами, Правила N 300 приняты в соответствии со статьей 37 Закона N 115-ФЗ и распространяют свое действие без каких-либо исключений на иных лиц, подающих заявки на заключение концессионного соглашения.
Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2023 N 1515 утверждена форма заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, согласно которой заинтересованное лицо обязано представить копию подтверждающего документа, выданного кредитной организацией (в том числе выписку по банковскому счету, письмо кредитной организации о возможности предоставления заявителю средств на реализацию проекта), что подтверждает предъявление единых требований как к инициатору заключения концессионного соглашения, так и лицу, выразившему готовность на участие в конкурсе по заключению такого соглашения.
Исходя из установленных при рассмотрении дела конкретных обстоятельств, суды, руководствуясь положениями частей 4.1, 4.3, 4.9 и 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, пришли к верному выводу о том, что в данном случае Концессионное соглашение могло быть заключено с лицом, выступившим с инициативой о его заключении, без проведения конкурса.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А05-13033/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2023 N 1515 утверждена форма заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, согласно которой заинтересованное лицо обязано представить копию подтверждающего документа, выданного кредитной организацией (в том числе выписку по банковскому счету, письмо кредитной организации о возможности предоставления заявителю средств на реализацию проекта), что подтверждает предъявление единых требований как к инициатору заключения концессионного соглашения, так и лицу, выразившему готовность на участие в конкурсе по заключению такого соглашения.
Исходя из установленных при рассмотрении дела конкретных обстоятельств, суды, руководствуясь положениями частей 4.1, 4.3, 4.9 и 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, пришли к верному выводу о том, что в данном случае Концессионное соглашение могло быть заключено с лицом, выступившим с инициативой о его заключении, без проведения конкурса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2024 г. N Ф07-20385/23 по делу N А05-13033/2022