30 января 2024 г. |
Дело N А56-112438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" Карпачева Р.О. (доверенность от 03.02.2021), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ерохова Л.И. (доверенность от 29.12.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А56-112438/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро", адрес: 195027, Санкт-Петербург, Магнитогорская ул., д. 30, лит. А, пом. 9-Н, оф. 805, ОГРН 1107847171728, ИНН 7806433771 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконными решений Комитета, изложенных в письмах от 20.07.2022 N 05-26-25752/22-0-0, от 23.06.2022 N 05-26-22442/22-0-0, от 28.06.2022 N 05-26-22931/22-0-0, от 03.06.2022 N 05-26-19957/22-0-0, об отказе в заключении договоров на размещение объектов; обязании Комитета в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решения о заключении с Обществом без проведения аукциона договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи согласно заявлениям Общества от 22.06.2022 N 78-03795/06-22, от 03.06.2022 N 78-04733/06-22, от 20.05.2022 N 78-0798/05-22, от 05.05.2022 N 78-04804/05-22.
Решением от 07.06.2023 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 данное решение отменено; заявленные требования удовлетворены.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить постановление от 07.09.2023, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов этого суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и оставить в силе решение от 07.06.2023. По мнению подателя жалобы, использование испрашиваемых земельных участков в целях размещения антенных опор сооружений связи высотой 29 м нарушит режим использования территории зеленых насаждений, установленный законодательством Санкт-Петербурга, размещение антенных сооружений окажет негативное воздействие на территории зеленых насаждений; Общество не доказало нарушение своих прав оспариваемыми отказами ввиду недоказанности необходимости использовать части участков различной площадью (25, 46, 7 и 11 кв. м) для размещения одинаковых антенных опор.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы апелляционного суда правильными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлениями о принятии решений о заключении договоров на размещение антенных опор высотой 29 м, являющихся движимым имуществом, на территории города Санкт-Петербурга на срок пользования три года, в том числе:
- от 22.06.2022 N 78-03795/06-22 в отношении земельного участка площадью 11 кв. м, расположенного по адресу: ул. Шотмана, 35 м восточнее дома 12, корп. 1;
- от 03.06.2022 N 78-04733/06-22 в отношении земельного участка площадью 46 кв. м, находящегося по адресу: Витебский пр., 45 м западнее дома 33, корп. 1;
- от 20.05.2022 N 78-0798/05-22 в отношении земельного участка площадью 7 кв. м, находящегося по адресу: Гаккелевская ул., 30 м северо-западнее дома 24, корп. 2;
- от 05.05.2022 N 78-04804/05-22 в отношении земельного участка площадью 25 кв. м, находящегося по адресу: ул. Оптиков, 60 м севернее дома 38, корп. 2.
Решениями Комитета от 20.07.2022 N 05-26-25752/22-0-0, от 23.06.2022 N 05-26-22442/22-0-0, от 28.06.2022 N 05-26-22931/22-0-0, от 03.06.2022 N 05-26-19957/22-0-0 Обществу отказано в заключении договоров на размещение антенно-мачтовых сооружений связи на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118).
В частности, в решениях Комитета по заявлениям Общества от 22.06.2022 N 78-03795/06-22 и от 20.05.2022 N 78-0798/05-22 указано, что испрашиваемые участки представляют территории с зелеными насаждениями (планировочно газон, газон); использование земельного участка в заявленных целях повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории зеленых насаждений.
В решении Комитета по заявлению от 03.06.2022 N 78-04733/06-22 указано, что испрашиваемая территория представлена территорией с зелеными насаждениями (газоном с деревьями), расположена в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по Витебскому проспекту, состоящей в Перечне зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по Витебскому проспекту, утвержденном распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет по благоустройству) от 28.09.2021 N 291-р. В соответствии со статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 396-88) и пунктами 2, 3 Правил охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 (далее - Правила), на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), не допускается размещение подобных сооружений связи.
В решении Комитета по заявлению Общества от 05.05.2022 N 78-04804/05-22 указано, что испрашиваемый участок представлен газоном, расположен на территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения) по улице Оптиков, содержание которой относится к полномочиям Комитета по благоустройству; в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга о зеленых насаждениях использование земельного участка в заявленных целях повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории зеленых насаждений, нарушение режима использования данной территории (защитное озеленение).
Общество, считая, что оснований для отказа в размещении опор связи на испрашиваемых территориях не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все оспариваемые решения Комитета мотивированы нахождением испрашиваемых земельных участков в границах территорий зеленых насаждений.
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом N 396-88.
Согласно статье 2 данного Закона территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе:
- территории зеленых насаждений общего пользования - находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц;
- территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Согласно статье 15 этого Закона перечень территорий зеленых насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга. Границы территорий зеленых насаждений общего пользования отображаются на картах (схемах) с точностью, соответствующей масштабу карты (схемы), на которой они отображены.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона N 396-88, согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена. Перечень территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), утверждается исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила.
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. В силу пункта 3 Правил на территориях зеленых насаждений запрещается размещать объекты капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством).
Между тем только в отношении одного участка из четырех (по Витебскому проспекту) имеется указание на включение территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленении), в утвержденный в установленном порядке перечень. Нахождение испрашиваемых участков по иным адресам в пределах территорий зеленых насаждений, на которые распространяется особый правовой режим, не подтверждено надлежащими доказательствами. Что касается территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), то приведенными выше положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, не являющихся объектами капитального строительства, на таких территориях.
Достаточные доказательства того, что размещение объектов, указанных в заявлениях Общества, на испрашиваемых территориях заявленной площадью и на определенных в заявлениях условиях окажет негативное воздействие на территории зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования соответствующих территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) также не представил.
Так, Комитет в обоснование невозможности размещения опор на спорных участках ссылался на заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, согласно которым запрашиваемые участки расположены в районе аэропорта "Пулково", место для размещения антенно-мачтового сооружения находится в 39 м (участок по Витебскому проспекту), 28 м (участок по улице Шотмана) от жилого здания.
Между тем на данные обстоятельства не было указано в оспариваемых решениях; каким образом размещение сооружений на участках с подобными характеристиками противоречит нормативным требованиям, Комитет не обосновал.
Довод Комитета о недоказанности нарушения оспариваемыми решениями прав Общества ввиду недоказанности Обществом необходимости использовать части участков различной площадью (25, 46, 7 и 11 кв. м) для размещения одинаковых антенных опор обоснованно отклонен апелляционным судом с учетом пояснений Общества и представленной им рабочей документации по каждому сооружению, предусматривающей местоположение опоры на выделенном участке и конкретное оборудование, подлежащее размещению на самой опоре или вблизи нее.
При таком положении суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемых отказов и удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данного судебного акта.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2023 по ходатайству Комитета исполнение постановления от 07.09.2023 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемого судебного акта в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу N А56-112438/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления от 07.09.2023 по настоящему делу отменить.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2023 по ходатайству Комитета исполнение постановления от 07.09.2023 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемого судебного акта в силе приостановление исполнения следует отменить.
...
Приостановление исполнения постановления от 07.09.2023 по настоящему делу отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2024 г. N Ф07-21419/23 по делу N А56-112438/2022
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21419/2023
07.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23787/2023
07.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112438/2022