01 февраля 2024 г. |
Дело N А56-42761/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Куприяновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым"Гордиенко И.В. (доверенность от 29.12.2023), Гончарова Е.Г. (доверенность от 29.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Юнион Логистик-Кастомс" Мальгина В.Н. (доверенность от 22.06.2023), Беспаловой А.С. (доверенность от 27.04.2023), от акционерного общества "ОДК-Пермские Моторы" Шистерова С.А. (доверенность от 01.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью "ОДК Инжиниринг" Михайлова А.А. (доверенность от 22.05.2023),
рассмотрев 01.02.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" и акционерного общества "ОДК-Пермские Моторы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А56-42761/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпром добыча Надым", адрес: 629736, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, Пионерская ул., стр. 14, ОГРН 1028900578080, ИНН 890301981, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к ООО "Полар", адрес: 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги, ул. Южная, д. 9, ОГРН 1058900020277, ИНН 8902011414, и ООО "Юнион Логистик-Кастомс", адрес: 127083, Москва, ул. 8 Марта, д. 1, стр. 12, эт. 8, пом. 77:09:0004007:5734, ОГРН 1097746600247, ИНН 7715776926, о взыскании солидарно 26 812 701 руб. 60 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ГазпромТранс", акционерное общество (далее - АО) "ОДК-Пермские Моторы", ООО "Газпром Инвест", ООО "ОДК Инжиниринг".
Решением суда от 03.06.2023 с ООО "Юнион Логистик-Кастомс" и ООО "Полар" в пользу ООО "Газпром добыча Надым" взыскано солидарно 3 311 242 руб. убытков, в остальной части иска отказано. С ООО "Газпром добыча Надым" в пользу ООО "Юнион Логистик-Кастомс" взыскано 132 000 руб. расходов по экспертизе и с ООО "Полар" в пользу ООО "Юнион Логистик-Кастомс" 132 000 руб. расходов по экспертизе.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2023 решение суда от 03.06.2023 отменено, в иске отказано.
В кассационных жалобах ООО "Газпром добыча Надым" и АО "ОДК-Пермские Моторы", ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просят решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ООО "Полар" и ООО "Юнион Логистик-Кастомс" в отзывах на кассационные жалобы указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
ООО "ОДК Инжиниринг" в отзыве на кассационные жалобы, просит об их удовлетворении.
ООО "Газпром Инвест" в отзыве на кассационные жалобы указывает на надлежащее исполнение им агентского поручения.
ООО "Газпромтранс" в пояснениях указывает, что ответственность за повреждение груза находится за пределами его ответственности.
В судебном заседании представители ООО "Газпром добыча Надым", АО "ОДК-Пермские Моторы" и ООО "ОДК Инжиниринг" поддержали доводы кассационных жалоб, а представители ООО "Юнион Логистик-Кастомс" возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, между ООО "ОДК Инжиниринг" (исполнитель) и ООО "Газпром Инвест" (заказчик) в интересах и по поручению дочерних обществ ПАО "Газпром" заключен договор от 27.03.2020 N 54-20и (далее - договор), в рамках которого выполнен капитальный ремонт газотурбинных двигателей. Работы по договору выполнены полностью и в срок, без претензий.
Согласно пункту 4.4 договора результат выполненных работ может доставляться железнодорожным, автомобильным или иным видом транспорта и согласно требованиям, указанным в спецификации.
По условиям спецификации доставка (транспортировка) результата выполненных работ после выполнения работ осуществляется силами заказчика от АО "ОДК-Пермские Моторы" до ООО "Газпром добыча Надым".
В силу пункта 4.5 договора риски случайной гибели или повреждения результата выполненных работ после выполнения работ по договору переходят от исполнителя к заказчику с момента передачи результата и отметки грузоперевозчика или заказчика (грузополучателя) в товарно-транспортной накладной о получении результата выполненных работ на территории исполнителя.
Между ООО "Газпром добыча Надым" и ООО "Газпром Инвест" заключен агентский договор от 21.05.2020 N 03-20-329/ГР-МТР-02/20 (далее - агентский договор).
На основании агентского поручения от 11.09.2020 N 4 к агентскому договору ООО "Газпром Инвест" организовало перевозку двигателей Д-30ЭУ-1А зав. N ПДМ32071113р1 и зав. N ПДМ32091126р1 от ст. Сосногорск до промбазы ЭСН-1 ГП-2 Бованенковкого нефтегазоконденсатного месторождения в адрес ООО "Газпром добыча Надым".
Между ООО "Юнион Логистик-Кастомс" (экспедитор) и ООО "Газпром Инвест" (заказчик) заключен договор оказания транспортно-экспедиторских услуг от 09.06.2020 N 24/1096/20 (далее - договор N 24/1096/20), в соответствии которым экспедитор обязуется оказывать заказчику по его поручению транспортно-экспедиторские услуги, связанные с перевозками грузов всеми видами транспорта по территории Российской Федерации, в том числе услуги, связанные с погрузоразгрузочными работами, а заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги.
Согласно пункту 2.2.8 договора N 24/1096/20 на заказчике лежит обязанность предоставить груз к перевозке в таре, упаковке и с маркировкой, которые соответствуют условиям требований перевозок, при этом упаковка должна обеспечивать полную сохранность грузов от повреждений при перевозке смешанным видом транспорта, с учетом нескольких перегрузок в пути, а также длительного хранения.
Согласно пункту 4.9 договора повреждение только транспортной тары повреждением грузов не считается, если иное не указано в условиях страхования грузов (согласно поручениям экспедитору от 22.04.2021 N 111 и N 112 страхование груза не требуется).
В соответствии с приложением N 9 к данному договору "Технические условия на транспортировку двигателей" особые условия погрузки и перевозки груза оговариваются только касательно перевозки автомобильным транспортом, особые требования к железнодорожным перевозкам отсутствуют.
Между ООО "Юнион Логистик-Кастомс" и ООО "Газпром Инвест" подписаны поручения экспедитору от 22.04.2021 N 111 и N 112, согласно которым экспедитор обязуется организовать доставку груза и принял к перевозке следующий груз:
- отремонтированный двигатель Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32091126 (в металлическом контейнере) и редуктор Р-25 N ПМР 32091131 (в деревянном ящике), стоимостью 29 474 400 рублей,
- отремонтированный двигатель Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32071113 (в металлическом контейнере) и редуктор Р-25 N ПМР 32071123 (в деревянном ящике), стоимостью 29 474 400 рублей.
Отправитель груза - АО "ОДК-Пермские моторы"; получатель груза - ООО "Газпром добыча Надым".
На основании договора N 24/1096/20 перевозка двигателя Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32091126 и двигателя Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32071113 в металлических контейнерах (далее - двигатели) организовывалась экспедитором ООО "Юнион Логистик-Кастомс".
Между ООО "Полар" и ООО "Юнион Логистик-Кастомс" заключен договор транспортной экспедиции от 02.07.2020 N 082/20-Т (далее - договор N 082/20-ТЭ), в соответствии с которым экспедитор обязуется выполнить и организовать выполнение услуг, связанных с организацией перевозок грузов всеми видами транспорта по маршруту, указанному в поручениях экспедитору, в том числе хранению грузов, погрузо-разгрузочные работы, оформление перевозочных документов, а также на организацию и/или выполнение иных транспортно-экспедиционных услуг, согласованных сторонами в поручении.
Между ООО "Полар" и ООО "Юнион Логистик-Кастомс" 23.04.2021 подписано поручение экспедитору N 23.04.2021 (далее - поручение N 23.04.2021), согласно которому экспедитор организовал доставку груза и принял к перевозке двигатели.
Экспедитором подписана экспедиторская расписка от 30.04.2021 N 082/05.
Согласно поручению N 23.04.2021 двигатели доставлялись по маршруту: из места капитального ремонта - ремонтного предприятия АО "ОДК-Пермские моторы" автомобильным транспортом до железнодорожной станции Сосногорск, 285801 (Северной железной дороги) далее железнодорожным транспортом до железнодорожной станции Обская, 289707 (Северной железной дороги) и железнодорожной станции "Карская" (572 км. Новой железнодорожной линии Обская-Бованенково), далее автомобильным транспортом до ЭСН-1 промбазы ГП2 Бованенковского НГКМ.
АО "ОДК-Пермские Моторы" 28.04.2021 отгрузило отремонтированные двигатели автомобильным транспортом грузополучателю ООО "Полар", что подтверждается соответствующей товарно-транспортной накладной (далее - ТТН). Двигатели были упакованы силами АО "ОДК-Пермские Моторы" в тару - контейнеры металлические - согласно требованиям конструкторской документации.
Контейнеры с двигателями были погружены ООО "Полар" 03.05.2021 в полувагон N 61172417 20 на подъездных путях к ст. Сосногорск Северной железной дороги в соответствии с согласованными ДЦФТО Северной железной дороги непредусмотренными техническими условиями от 01.03.2021 N 28-05-107-01.03.21.
В соответствии с поручением экспедитору N 23.04.2021 и экспедиторской распиской от 30.04.2021 N 082/05 обязанность по креплению и размещению груза на железнодорожном подвижном составе возложена на ООО "Полар". Погрузку производил мастер Вокуев С.В. Груз в полувагоне 04.05.2021 принят к перевозке открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") на станции Сосногорск Северной железной дороги по транспортной железнодорожной накладной от 04.05.2021 N ЭЫ699628, при приеме груза к перевозке приемосдатчик ОАО "РЖД" Дементьева Л.В. проставила отметку в вагонном листе на повагонную отправку о том, что груз погружен и закреплен правильно согласно непредусмотренным техническим условиям от 01.03.2021 N 28- 05-107-01.03.21.
Таким образом перевозчик - ОАО "РЖД" подтвердил, что ООО "Полар" выполнило требования по размещению и креплению груза в полувагоне.
Груз 07.05.2021 прибыл на железнодорожную станцию Обская Северной железной дороги без отметок приемосдатчиков ОАО "РЖД" в транспортной железнодорожной накладной о смещении либо повреждении металлических контейнеров и деревянных ящиков.
С путей общего пользования ОАО "РЖД" полувагон был подан на подъездные пути ООО "Газпромтранс" для дальнейшей транспортировки на станцию Карская на основании договора на организацию перевозки от 01.07.2011 N 1101536, заключенного между ООО "Газпромтранс" и ООО "Полар".
При передаче полувагона со станции Обской на подъездные пути ООО "Газпромтранс" осмотр полувагона и груза производился приемосдатчиком владельца подъездных путей ООО "Газпромтранс", который 08.05.2021 также принял груз без нареканий и отметок в накладной и памятке приемосдатчика.
Полувагон N 61172417 подан 11.05.2021 на фронт выгрузки на железнодорожной станции "Карская".
Перевозка по железнодорожным путям необщего пользования оформляется памятками приемосдатчика, данная перевозка от станции Обская до станции Карская оформлена памяткой приемосдатчика ООО "Газпромтранс" N 571/3834.
Перевозка считается завершенной после окончания грузовых операций на фронте выгрузки. В памятке N 571/3834 указана дата подачи полувагона на фронт выгрузки - 11.05.2021, дата завершения грузовой операции по выгрузке груза из полувагона не проставлена. Выгрузка не была произведена на момент осмотра груза представителем фактического получателя ООО "Газпром добыча Надым" 14.05.2021 в момент произведения осмотра и фотофиксации смещения контейнеров в полувагоне. Завершение грузовых операций с полувагоном на подъездных путях необщего пользования определяется по дате уборки вагона с фронта выгрузки на основании ведомости подачи и уборки вагонов N 054723 ОАО "РЖД" с отметкой о дате и времени завершения грузовых операций с полувагоном 611722417 - 18.05.2021 - дата передачи полувагона с подъездных путей ООО "Газпромтранс" на пути общего пользования приемосдатчику ОАО "РЖД" на ст. Обская.
Таким образом, 11.05.2021 полувагон прибыл и был выставлен на фронт выгрузки на станции Карская.
ООО "Полар" уведомило фактического получателя и владельца груза, по поручению которого выполнялась данная перевозка, - ООО "Газпром добыча Надым" - о необходимости осмотра контейнеров с грузом в полувагоне в связи с обнаружением их смещения.
Таким образом, на дату грузовой операции на фронте выгрузки полувагона с грузом, 14.05.2021, присутствовал представитель принципала и фактического грузовладельца - ООО "Газпром добыча Надым" О.Н. Яворский. Представители ООО "Полар" и ООО "Газпромдобыча Надым" осмотрели контейнеры в полувагоне и произвели фотофиксацию их смещения относительно схемы крепления.
В соответствии со статьей 119 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) коммерческий акт составляется для удостоверения исчерпывающего перечня обстоятельств, в том числе повреждения (порчи) груза, багажа, грузобагажа и возможных причин такого повреждения. Повреждение тары не включено в данный перечень.
В соответствии с пунктом 47 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила N 256), коммерческий акт составляется: при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки груза; в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
Выгрузка груза предположительно произведена 14.05.2021, завершение грузовых операций по полувагону N 61172417 произошло 18.05.2021, когда он был выведен на пути ОАО "РЖД" на станции Обская.
При наличии оснований предполагать возникновение повреждения груза, представитель принципала ООО "Газпром добыча Надым" старший мастер Яворский О.Н., осмотревший груз в вагоне в день его предположительной выгрузки, не дал, как предусмотрено пунктом 2.1.24 договора, поручение мастеру ПРР ООО "Полар" Алимову А.Т. составлять коммерческий акт с участием приемосдатчика ООО "Газпромтранс", выставившего вагон на фронт выгрузки, как это предусмотрено Правилами N 256, а принял решение о выгрузке груза.
Письмом от 24.08.2021 N 4500/21 ООО "Полар" в ответ на запрос ООО "Юнион Логистик-Кастомс" сообщило, что грузополучателем было принято решение осуществить приемку и перевозку груза в Бованенково, исключив тем самым основание предполагать повреждение груза в процессе перевозки.
Самостоятельные выводы о смещении контейнеров с грузом в полувагоне без фиксации смещения приемосдатчиком подъездных путей ООО "Газпромтранс", как это предусмотрено Правилами N 256 и Уставом, мастер ПРР ООО "Полар" Алимов А.Т. и старший мастер ПСЭ Управления "Ямалэнергогаз" ООО "Газпром добыча Надым" О.Н. Яворский изложили 14.05.2021 в произвольном акте проверки состояния МТР о проведении внешнего осмотра транспортировочных ящиков и контейнеров с грузом, прибывших на железнодорожную станцию "Карская" Бованенковского НГКМ в железнодорожном полувагоне N 61172417 с приложением фотоматериалов.
Двигатели 16.05.2021 приняты к перевозке грузовым автомобилем на станции Карская Бованенковского НГКМ по товарно-транспортной накладной БВ N 2081 (водитель Черепанов А.Ю., грузоотправитель мастер ПРР ООО "Полар" Алимов А.Т.) без отметок о повреждении металлических контейнеров, далее двигатели были приняты в Бованенково НГКМ, ЭСН-1 на промбазе также без отметок в товарно-транспортной накладной о повреждении металлических контейнеров. 16.05.2021 составлены акт приема-передачи оборудования на ответственное хранение на площадке ЭСН ПБ ГП-2 Бованенковского НГКМ и акт N 539 сдачи-приемки груза от 16.05.2021, груз принят на ответственное хранение Управлением "Ямалэнергогаз" ООО "Газпром добыча Надым" от ООО "Полар".
В акте указано, что заводские транспортировочные контейнеры двигателей, ящики редукторов и отсеки для документации опломбированы. Оборудование не вскрывалось, внутренний осмотр и выемка документации не производилась, груз принят и претензий к состоянию груза нет. Требований по составлению акта общей формы или коммерческого акта со стороны представителя ООО "Газпром добыча Надым" не поступало. Определить повреждение двигателей не предоставлялось возможным, в ходе перевозки были выявлены нарушение лакокрасочного покрытия транспортировочных контейнеров и механические повреждения деревянных подложек под ними, в связи с чем было принято решение о направлении груза в указанных контейнерах в адрес АО "ОДК-Пермские Моторы" для выполнения комплексного обследования.
В г. Перми 20.07.2021 составлен акт, подписанный представителями АО "ОДК-Пермские Моторы", ООО "Газпром добыча Надым", ООО "Юнион ЛогистикКастомс" и ООО "Маринекс-АйТиЭс" о том, что при прибытии двигателей на АО "ОДК-Пермские Моторы" были обнаружены следующие недостатки:
- повреждение ЛКП на транспортных контейнерах обоих двигателей - царапины и сколы краски;
- отсутствие пломбы на отсеке для формуляров на транспортном контейнере двигателя зав. N ПМД32091126.
Остальные пломбы на контейнерах находятся в исправном состоянии.
Формуляры на двигатели находятся в целых упаковках. Выгрузка контейнеров с двигателями произведена с соблюдением всех требований по технике безопасности. В результате выгрузки претензий у присутствующих сторон не возникло.
В период с 21.09.2021 по 27.09.2021 ООО "Независимая компания "Уралсюрвейер" составило акт осмотра N 01 на месте по адресу: АО "ОДК- Пермские Моторы", г. Пермь, Комсомольский проспект, 93 - об осмотре газотурбинного двигателя (ГТД) модели Д-30-ЭУ-1А заводской номер N ПМД32091126, в котором указано, что двигатель находится на территории участка на специальной платформе, предназначенной для перемещения контейнеров из цеха на улицу и упакованный в спецтару, изготовленную для перевозки данного двигателя. Все четыре необходимые пломбы АО "ОДК-Пермские Моторы", расположенные на угловых болтовых креплениях крышки контейнера к его основанию, находятся на месте в исправном состоянии. Повреждений крепежных элементов крышки контейнера не обнаружено. Маркировочные, информационные и манипуляционные знаки присутствуют. Упаковка не нарушена, комплектовка в состоянии поставки. При внешнем осмотре контейнера обнаружены небольшие круговые повреждения ЛКП на боковой стенке контейнера, повреждения ЛКП на верхних ребрах контейнера и две точечные вмятины на торцевой стенке контейнера. При снятии верхней части контейнера выяснилось, что на внутренней поверхности контейнера ЛКП без повреждений, вмятин и проколов нет. Сам двигатель Д-30-ЭУ1А зав. N ПМД32091126 надежно закреплен, упакован в пропитанную бумагу и запаян в полиэтиленовую пленку. Индикаторы влажности (силикагель) - голубого цвета. Никаких замечаний к внешнему виду упаковки изделия нет. Двигатель установлен в горизонтальном положении на подмоторной раме, рама надежно закреплена к площадке контейнера на четыре крепежных болта, болты надежно застопорены. После распаковки двигателя Д-30-ЭУ-1А зав. NПМД32091126 при осмотре никаких замечаний к внешнему виду двигателя, его узлов и навесному оборудованию нет. Следов внешнего воздействия механического характера на элементы и поверхности двигателя не обнаружено. В передней левой проушине крепления рамы обнаружен след нарушения ЛКП крепежным болтом. Болт крепления левой передней опоры и основание опоры без видимых повреждений.
В период с 23.09.2021 по 29.09.2023 ООО "Независимая компания "Уралсюрвейер" составила акт осмотра N 02 на месте по адресу: АО "ОДК- Пермские моторы", г. Пермь, Комсомольский проспект, 93 - об осмотре газотурбинного двигателя (ГТД) модели Д-30-ЭУ-1А заводской номер N ПМД32071113, в котором указано, что двигатель Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32071113 находится на территории участка на специальной платформе, предназначенной для перемещения контейнеров из цеха на улицу и упакованный в спецтару, изготовленную для перевозки данного двигателя. Все четыре необходимые пломбы АО "ОДК-Пермские Моторы", расположенные на угловых болтовых креплениях крышки контейнера к его основанию, находятся на месте в исправном состоянии. Повреждений крепежных элементов крышки контейнера не обнаружено. Маркировочные, информационные и манипуляционные знаки присутствуют. Упаковка не нарушена, комплектовка в состоянии поставки. Документы (формуляр) в специальном отсеке отсутствуют. При внешнем осмотре контейнера обнаружены небольшие круговые повреждения ЛКП на боковой стенке контейнера. При снятии верхней части контейнера выяснилось, что на внутренней поверхности контейнера ЛКП без повреждений, вмятин и проколов нет. На крышке тары по нижнему ребру имеется деформация (изгиб). Сам двигатель Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32071113 надежно закреплен, упакован в пропитанную бумагу и запаян в полиэтиленовую пленку. Индикаторы влажности (силикагель) - голубого цвета. Никаких замечаний к внешнему виду упаковки изделия нет. Двигатель установлен в горизонтальном положении на подмоторной раме, рама надежно закреплена к площадке контейнера на четыре крепежных болта, болты надежно застопорены. После распаковки двигателя Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32071113 при осмотре никаких замечаний к внешнему виду двигателя, его узлов и навесному оборудованию нет. Следов внешнего воздействия механического характера на элементы и поверхности двигателя не обнаружено.
Из акта осмотра двигателя Д-30ЭУ-1А зав. N ПМД32091126 принадлежности ООО "Газпром добыча Надым" от 29.09.2021, составленного по адресу: АО "ОДК-Пермские моторы", г. Пермь, Комсомольский проспект, 93, следует, что при транспортировке двигателя на станцию Карская (пути необщего пользования железнодорожной линии Обская-Карская), в полувагоне железнодорожного транспорта произошло продольное смещение груза с физическим контактом транспортировочных контейнеров. При визуальном осмотре выявлено нарушение лакокрасочного покрытия транспортных контейнеров и механические повреждения деревянных подложек под транспортировочными контейнерами. В связи с отсутствием возможности выполнения комплексного обследования и выявления внутренних повреждений, двигатель 17.06.2021 был отправлен и 20.07.2021 прибыл на специализированное ремонтное предприятие АО "ОДК-Пермские моторы" для проведения вышеуказанных работ. В ходе осмотра установлено, что двигатель находится в транспортировочной таре. Целостность опломбировки не нарушена. Двигатель находится в законсервированном виде. Двигатель был представлен в горизонтальном положении, закрепленном на подмоторной раме, в сборе с обвязкой и навесным оборудованием. Тара транспортировочная: нарушение лакокрасочного покрытия, с образованием деформации в 6-ти местах, площадью до 60 кв. см и глубиной до 1 см. на крышке транспортировочной тары на задней стенке в средней по высоте части; нарушение лакокрасочного покрытия, в виде круговых царапин в верхней части боковых стенок крышки транспортировочной тары. Подмоторная рама двигателя: нарушение лакокрасочного покрытия в виде задиров, сколов с образованием следа от резьбовой части крепежного болта в районе левого нижнего переднего крепления. На трех роликовых подшипниках поперечные следы темного цвета на беговой дорожке. В результате промывки подшипников следы темного цвета на беговых дорожках изменили свой оттенок на более бледный. Других дефектов визуально обнаружено не было.
Представитель ООО "Юнион Логистик-Кастомс" Лапутин Д.В. в данном акте указал, что согласно акту от 20.07.2021 при выгрузке двигателя Д-30-ЭУ-1А зав. N ПМД32091126, прибывшего на ремонт, в присутствии комиссии были обнаружены и зафиксированы только повреждения ЛКП тары. Деформации корпуса тары зафиксированы не были.
Из акта осмотра двигателя Д-30ЭУ-1А зав. N ПМД32071113 принадлежности ООО "Газпром добыча Надым" от 29.09.2021, составленного по адресу: АО "ОДК-Пермские моторы", г. Пермь, Комсомольский проспект, 93, следует, что при транспортировке двигателя на станцию Карская (пути необщего пользования железнодорожной линии Обская-Карская), в полувагоне железнодорожного транспорта произошло продольное смещение груза с физическим контактом транспортировочных контейнеров. При визуальном осмотре выявлено нарушение лакокрасочного покрытия транспортных контейнеров и механические повреждения деревянных подложек под транспортировочными контейнерами.
В связи с отсутствием возможности выполнения комплексного обследования и выявления внутренних повреждений, двигатель 17.06.2021 был отправлен и 20.07.2021 прибыл на специализированное ремонтное предприятие АО "ОДК-Пермские Моторы" для проведения вышеуказанных работ.
В ходе осмотра установлено, что двигатель находится в транспортировочной таре. Целостность опломбировки не нарушена. Двигатель находится в законсервированном виде. Двигатель был представлен в горизонтальном положении, закрепленном на подмоторной раме, в сборе с обвязкой и навесным оборудованием. Тара транспортировочная: нарушение лакокрасочного покрытия, в виде круговых царапин в верхней части боковых стенок крышки транспортировочной тары. Деформация в виде изгиба нижнего ребра каркаса крышки транспортировочной тары без нарушения ЛКП. По всей наружной поверхности крышки транспортировочной тары присутствует деформация в виде изгиба свариваемых металлических листов. На четырех роликовых подшипниках поперечные следы темного цвета на беговой дорожке. На рабочих кольцах с 7-й по 10-ю ступень КВД: следы касания статического характера торцевых частей рабочих лопаток в левой верхней части по направлению течения потока. На рабочих кольцах с 3-й по 10-ю ступень КВД: следы эксплуатационной приработки рабочих лопаток КВД. Других дефектов визуально обнаружено не было.
Представитель ООО "Юнион Логистик-Кастомс" Лапутин Д.В. в данном акте указал, что согласно акту от 20.07.2021 при выгрузке двигателя Д-30ЭУ-1А зав. N ПМД32071113 прибывшего на ремонт, в присутствии комиссии были обнаружены и зафиксированы только повреждения ЛКП тары. Деформации корпуса тары зафиксированы не были. Следы на внутренней поверхности рабочих колец КВД выявлены комиссией спустя некоторое время после демонтажа узла. Указанные следы могли появиться в процессе демонтажа.
По итогам комплексного обследования двигателей специалистами АО "ОДК-Пермские моторы" проведено изучение повреждений и восстановительный ремонт двигателей.
Согласно заключению N Э-4101-21 "Разборка и дефектация двигателей Д30ЭУ-1А N ПМД32071113р1, ПМД32091126р1" в процессе дефектации ДСЕ двигателей выявлены следующие замечания по подшипникам: N ПМД32071113Р1: шарикоподшипник СТ А1176724Б2Т - пересекающиеся круговые риски на шарах; шарикоподшипник компрессора А176128Б4Т2 - вытянутые в осевом направлении темные пятна на дорожке качения; N ПМД32091126Р1: межвальный роликоподшипник 6-1032917Б2Т2 - неравномерная приработка по внутреннему кольцу, не соответствующая образцу; - шарикоподшипник компрессора А176128Б4Т2 - риски на кольцах, пересекающиеся круговые риски на шарах; роликоподшипник 5А32128Р6 ТВД - забоины на фаске роликов; шарикоподшипник СТ А117724Б2Т - пересекающиеся круговые риски на шарах.
Согласно пункту 6.4.4 инструкции И 08.023 "Технические требования к подшипникам при дефектации после стендовых испытаний и после эксплуатации", подшипники признаются непригодными к дальнейшей работе (бракуются) по причине дефектов, если дефекты могли оказать влияние на работоспособность подшипников. В результате все трансмиссионные подшипники забракованы (имеются браковочные акты), а все неразборные подшипники подлежат замене согласно служебной записке N 32-311-ГТУ-2021-265.
В письме от 27.05.2021 N 482-1296 АО "ОДК-Пермские моторы" указало, что имеется два возможных способа дальнейшей эксплуатации двигателей после инцидента:
- смонтирование двигателей в ГТЭС "Урал-2500" и проведение их дальнейшей эксплуатации;
- направление двигателей для оценки состояния подшипниковых узлов по отдельному договору.
В письме от 07.07.2021 N 257 ООО "Юнион Логистик-Кастомс" как экспедитором указано на отсутствие оснований для заключения договора с организациями, производящими ремонт и обслуживание газотурбинных двигателей со ссылкой на пункт 4.9 договора N 24/1096/20, согласно которому повреждение тары не считается повреждением груза.
В письме от 01.10.2021 N 282 ООО "Юнион Логистик-Кастомс" просило инициировать проведение независимой инструментальной экспертизы подшипников двигателей в присутствии комиссии в том же составе.
В целях восстановления двигателей АО "ОДК-Пермские моторы" по спецификациям N 9 и 10 к договору от 20.05.2020 N 97-20и выполнило восстановительный ремонт двигателей.
Согласно окончательным калькуляциям стоимость восстановительного ремонта двигателя N ПМД32071113р1 составила 11 581 266 руб. без НДС, стоимость восстановительного ремонта двигателя N ПМД32091126р1 - 11 333 637 руб. без НДС, всего 27 497 883 руб. 60 коп., включая НДС 20%.
Между ООО "Газпром добыча Надым" и ООО "Газпром Инвест" 18.03.2022 заключен договор уступки права требования (цессии), в соответствии с которым цедент уступает, а цессионарий принимает право (требования), в том числе взыскание убытков, неустойки и/или иных возможных взысканий к ООО "Юнион Логистик-Кастомс" (должник), которое возникло и/или может возникнуть в будущем на основании поручений экспедитору от 22.04.2021 N 111, от 22.04.2021 N 112, оформленных в рамках договора оказания транспортно-экспедиционных услуг от 09.06.2020 N 24/1096/20.
В рамках реализации досудебного порядка урегулирования спора ООО "Газпром добыча Надым" направило в адрес ООО "Юнион Логистик-Кастомс" претензии от 03.11.2021 N 02/05-11607, от 25.03.2022 N 18/20101-2851, в адрес ООО "Полар" - претензии от 02.11.2021 N 02/05-11578, от 25.03.2022 N 18/201101.
Претензии истца оставлены ООО "Юнион Логистик-Кастомс" и ООО "Полар" без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО Газпром добыча Надым в суд с настоящим иском.
В связи с необходимостью установления причин возможного повреждения подшипников спорных двигателей судом назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АО "ОДК-Авиадвигатель" Деменеву М.А. и Мелехину А.С.
Экспертами сделаны следующие выводы:
1. В связи с отсутствием документов (актов осмотров, проведенной фото/видео фиксации, иных документов), установить достоверно время (период) события невозможно. Однозначно можно определить повреждение подшипников как последствие удара.
2. Однозначно установить, что в указанный период груз находился в надлежащем состоянии, не представляется возможным. Документальное подтверждение признаков повреждения груза (актов смотров, проведенной фото/видео фиксации, иных документов) в период с 08.05.2021 по 11.05.2021 отсутствует.
3. Возврат двигателей на АО "ОДК-Пермские моторы" после установления факта смещения являлся необходимым действием для возможности сохранения гарантийных обязательств. Физический контакт (фактически - удар) был зафиксирован, о чем свидетельствуют повреждения на контейнерах двигателей. Такие ударные нагрузки приводят, или могут привести к нарушению работоспособности подшипников. Подтверждением справедливости данного подхода служат результаты исследований досрочно (внепланово) снятых с эксплуатации двигателей, у которых причиной выхода из строя подшипников явилось ударное воздействие в ходе доставки двигателя, после чего при работе, под воздействием нормальных рабочих нагрузок, на рабочих поверхностях подшипников образуются очаги разрушения (выкрашивания) с выделением металлических частиц. Для исключения таких повреждений Руководством по технической эксплуатации оговаривается: "При транспортировании железнодорожным транспортом, контейнеры с составными частями ГТЭС на железнодорожной платформе необходимо надежно закрепить с помощью продольных и поперечных брусков, а также за кронштейны... проволокой (тросом) диаметром не менее 6 мм".
4. Перевозка двигателей в АО "ОДК-Пермские моторы" производилась в соответствии с требованиями Руководства по технической эксплуатации. При этом не было зафиксировано смещений/повреждений контейнеров. Такая перевозка не могла усиливать признаки повреждения ударного характера. Относительно влияния на объем ремонта - нет, т.к. уже имеются признаки повреждения ударного характера и согласно пункта 6.4.4 инструкции И08.023 "Технические требования к подшипникам при дефектации после стендовых испытаний и после эксплуатации" - "... 6.4. Подшипники признаются непригодными к дальнейшей работе (бракуются) в следующих случаях:... 6.4.4 Подшипники двигателей, снятых с эксплуатации или с испытаний по причине дефектов, если эти дефекты могли оказать влияние на работоспособность подшипников".
5. По материалам дела (Заключение Э-4101-21 и сюрвейерский отчет CR 77/135/22) и учитывая то, что подшипники утилизированы, установить однозначно причины всех указанных дефектов, а также влияние процесса перевозки невозможно. Неравномерная приработка по внутреннему кольцу, пересекающиеся риски на шарах, темных пятен на дорожке качения не являются следствием перевозки, или демонтажа. Необходимо учитывать, что все двигатели перед отправкой в эксплуатацию проходят стендовые испытания по серийному технологическому процессу для подтверждения работоспособности и соответствия контролируемых параметров заданным требованиям (в том числе и двигатели Д-30ЭУ-1А зав. N ПДМ32071113р1 и зав. N ПДМ32091126р1, о чем свидетельствуют материалы дела), т.е. подшипники данных двигателей осматривались, находясь уже не в состоянии поставки, а имея некоторую наработку. Для оценки состояния работавших подшипников разработаны нормы, на основе которых принимается решение о их годности и допуска для дальнейшей эксплуатации или забракования. Упоминаемые следы на деталях подшипников, образовавшихся вследствие его работы в виде неравномерной приработки, рисок, вытянутых темных пятен и т.д. не являются однозначно браковочным признаком. Подшипники со всех двигателей, поступивших на восстановительный ремонт, после дефектации и признания их годными (т.е. не имеющими замечаний или повреждения (следы приработки) не более установленных норм) устанавливаются в те же места двигателей, на которых они работали. Следует отметить, что даже при отсутствии указанных визуальных дефектов подшипники подлежат забракованию (для исключения подповерхностных дефектов, которые не определяются визуально) согласно п. 6.4.4 инструкции И08.023 "Технические требования к подшипникам при дефектации после стендовых испытаний И после эксплуатации" - "...6.4 Подшипники признаются непригодными к дальнейшей работе (бракуются) в следующих случаях:...6.4.4 Подшипники двигателей, снятых с эксплуатации или с испытаний по причине дефектов, если эти дефекты могли оказать влияние на работоспособность подшипников". В связи с этим, подшипники были заменены.
6. Установить были ли повреждены подшипники без разборки двигателя невозможно, так как подшипники подлежат забракованию (для исключения подповерхностных дефектов, которые не определяются визуально) согласно п. 6.4.4 инструкции И08.023 - "...6.4 Подшипники признаются непригодными к дальнейшей работе (бракуются) в следующих случаях:... 6.4.4 Подшипники двигателей, снятых с эксплуатации или с испытаний по причине дефектов, если эти дефекты могли оказать влияние на работоспособность подшипников". Установить эксплуатировались ли ранее данные подшипники до капитального ремонта возможно, так как для надежной, безаварийной работы двигателей в течение очередного межремонтного периода, согласно техническим условиям 32- 00-900УК на капитальный ремонт: подшипники заменяются на новые. Работавшие подшипники бракуются, утилизируются как непригодные к дальнейшей эксплуатации. Установка подшипников, бывших в употреблении не возможна.
7. Наличие подповерхностных дефектов, полученных в ходе транспортировки, могут привести к выходу из строя двигателей до проведения следующего капитального ремонта и даже в гарантийный период. Общие выводы и рекомендации: При транспортировке двигателей в штатной упаковке (контейнере), соблюдать требования в Руководстве по эксплуатации и Технических условиях. По возможности исключать транспортировку железнодорожным транспортом.
С учетом выводов судебной экспертизы суд удовлетворил иск частично, взыскав солидарно с ООО "Юнион Логистик-Кастомс" и ООО "Полар" в пользу ООО "Газпром добыча Надым" 3 311 242 руб. убытков.
Апелляционная инстанция отменила решение суда, в иске отказала.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Статьей 805 ГК РФ предусмотрено, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не следует из договора транспортной экспедиции. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Как следует из пункта 1 статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и данным Законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниями и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и указанным Законом.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" (далее - Постановление N 26) на основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона N 87-ФЗ суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона N 87-ФЗ, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как например, осуществление расчетов с перевозчиком, либо подготовка документов, необходимых для перевозки.
Как усматривается из части 1 статьи 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу части 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействий) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено, только если доказаны размер убытков, а также совокупность таких обстоятельств, как факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционной инстанцией установлено, что при перевозке не были повреждены сами двигатели, а также металлические (транспортировочные) контейнеры, в которых они перевозились, было установлено только продольное смещение груза. Указанное подтверждается актами, составленными 14.05.2022, 16.05.2022 и 20.07.2021.
Двигатели в металлических контейнерах прибыли на специализированное ремонтное предприятие АО "ОДК-Пермские моторы" для проведения оценки их технического состояния, в связи с чем был составлен акт от 20.07.2021 о том, что по прибытии двигателей обнаружено только повреждение лакокрасочного покрытия на транспортных контейнерах обоих двигателей (царапины и сколы краски).
В акте приема-передачи груза от 16.05.2021 N 539 имеется подпись представителя ООО "Газпром добыча Надым" (получателя), подтверждающая, что груз принят и претензий к состоянию груза нет.
Согласно пункту 4.9 договора повреждение только транспортной тары повреждением грузов не считается, если иное не указано в условиях договора страхования грузов (согласно поручениям экспедитору от 22.04.2021 N 111 и N 112 страхование груза не требуется).
Из актов осмотра двигателей экспертами ООО "Независимая компания "Уралсюрвейер" и АО "СОГАЗ" следует, что при открытии металлического контейнера и распаковки двигателей следов внешнего воздействия механического характера на их элементы и поверхности не обнаружено.
Таким образом, ООО "Газпром добыча Надым" не доказало что повреждение подшипников произошло по причине смещения двигателей в железнодорожном вагоне.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что истец не доказал совокупность условий, являющихся основанием для взыскания убытков в заявленном размере, поскольку не доказал наличие повреждений у двигателей и прямую причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями в виде необходимости проведения восстановительного ремонта перевозимых двигателей.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела апелляционный суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А56-42761/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" и акционерного общества "ОДК-Пермские Моторы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из части 1 статьи 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу части 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействий) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2024 г. N Ф07-22029/23 по делу N А56-42761/2022