05 февраля 2024 г. |
Дело N А05-3687/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Васильевой Е.С.,
рассмотрев 05.02.2024 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А05-3687/2023,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 29 Федеральной службы исполнения наказаний", адрес: 163020, г. Архангельск, Никольский пр., д. 27, ОГРН 1022901320012, ИНН 2912000516 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317 (далее - Отделение), о признании недействительным решения от 17.03.2023 N НД-08-08/37728 о возврате суммы оплаченного пособия по необоснованно выданным Учреждением листкам нетрудоспособности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2023 в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2023 отменено, решение Отделения от 17.03.2023 N НД-08-08/37728 о возврате 41 533 руб. 43 коп. оплаченного пособия признано недействительным.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит обжалуемое постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, ссылка апелляционного суда на положения части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), которая предусматривает выплату застрахованным лицам пособия, в том числе в период карантина застрахованного лица, является необоснованной, поскольку указанной нормой права регулируется выплата пособия лицам, заключившим трудовые договоры, но осуждённые к таким лицам не относятся. Как указывает Отделение, в отношении осуждённых, привлеченных к оплачиваемому труду, предусмотрено специальное регулирование в сфере социального страхования, которое закреплено в статье 4 Закона N 255-ФЗ и пунктах 2, 8 Положения о порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" (далее - Положение N 727).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Отделением плановой выездной проверки соблюдения Учреждением за период с 01.03.2022 по 30.01.2023 порядка выдачи, продления, оформления, учета и хранения бланков листков нетрудоспособности составлен акт от 03.03.2023 N 5.
В акте проверки от 03.03.2023 N 5 приведен вывод Отделения, согласно которому отбывающим наказание в исправительных учреждениях осужденным листки нетрудоспособности в связи с карантином (код-03) не оформляются, пособие по временной нетрудоспособности не назначается и не выплачивается, поскольку отсутствует факт наступления страхового случая.
По результатам проверки Отделением было принято решение от 17.03.2023 N НД-08-08/37728, которым была признана необоснованной выдача Учреждением электронных листков нетрудоспособности N 910136770356, 910136768892, 910136768444 910136556989, 910136767433 и 910136714571 за период с 14.07.2022 по 27.07.2022 (пункт 1), и признано необоснованным продление электронного листка нетрудоспособности N 910112702537 с 14.06.2022 по 14.06.2022 (Драгунову Н.П.) (пункт 2).
Также решением Отделения от 17.03.2023 N НД-08-08/37728 на Учреждение возложена обязанность в срок до 30.03.2023 возместить сумму оплаченного пособия по листкам нетрудоспособности, признанным необоснованно выданными Бойчевскому С.Н. в сумме 6900 руб. 19 коп., Устинову Ю.В. - 7032 руб. 48 коп., Птицину Д.С. - 6900 руб. 19 коп., Дидко А.А. - 6900 руб. 19 коп., Николаенко Ю.Л. - 6900 руб. 19 коп., Илимбаеву В.В. - 6900 руб. 19 коп., Драгунову Н.П. - 426 руб. 19 коп. (в общей сумме 41 959 руб. 83 коп.), путем перечисления денежных средств на счет УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Полагая решение Отделения от 17.03.2023 N НД-08-08/37728 незаконным в части возложенной на Учреждение обязанности возвратить суммы оплаченного пособия по листкам нетрудоспособности, признанным необоснованно выданными (пункт 1), Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Учреждению отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда отменил и удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы Отделения.
В соответствии со статьями 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях карантина застрахованного лица.
Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином (часть 6 статьи 6 Закона N 255-ФЗ).
На основании части 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией.
Специальные нормы права, на применении которых настаивает Отделение, судом апелляционной инстанции были приняты во внимание.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В статье 4 Закона N 255-ФЗ также установлено, что лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, подлежат обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как правомерно указал апелляционный суд, в развитие этой нормы утверждено Положение N 727.
Подпунктом "а" пункта 2 Положения N 727 (в редакции, действующий на период выдачи листков нетрудоспособности) определено, что осужденным выплачивается в том числе пособие по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 727 осужденные имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.
Пунктом 7 Положения N 727 установлено, что назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений, представляемых организациями, в которых трудятся осужденные, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Контроль за полнотой и достоверностью представляемых организациями, где трудятся осужденные, сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий осужденным, осуществляется страховщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно пункту 8 Положения N 727 пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (далее - электронный листок нетрудоспособности).
В пункте 10 Положения N 727 приведены обстоятельства, при которых пособие по временной нетрудоспособности не назначается, в пункте 10.1 установлены основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности.
Организация медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, регулируются порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 (далее - Порядок N 285).
Согласно пункту 35 Порядка N 285 в случае временной потери трудоспособности у осужденного, привлеченного к оплачиваемому труду, в связи с заболеванием, травмой, отравлением и иным состоянием, связанным с временной потерей трудоспособности, карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, медицинским работником оформляется листок нетрудоспособности.
С учетом вышеприведенных норм права суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Закон N 255-ФЗ к числу застрахованных лиц относит также и лиц, осужденных к лишению свободы, если они привлечены к оплачиваемому труду. Осужденные имеют право на получение пособий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 2 Положения N 727, в том числе по временной нетрудоспособности, если до освобождения от работы ими трудовые обязанности исполнялись в соответствии с установленным графиком работы (пункт 4 Положения N 727). Оформление листка нетрудоспособности таким лицам осуществляется, в том числе, и в связи карантином.
При этом апелляционным судом отмечено, что порядком проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденным 14.07.2003 совместным приказом Минздрава России N 316, Минюста России N 185 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 180, также не предусмотрены случаи отказа в оформлении листка нетрудоспособности в ситуации, когда временная нетрудоспособность осужденного явилась следствием не травмы или заболевания, а нахождения на карантине.
На основании изложенного, апелляционный суд обоснованно указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что при направлении привлеченного к труду осужденного на карантин не предусмотрено оформление листка нетрудоспособности.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Отделением не оспаривалось, что осужденные в период выдачи им листков нетрудоспособности (14.07.2022) отбывали наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области и были трудоустроены (Бойчевский С.Н., Устинов Ю.В., Дидко А.А., Илимбаев В.В., Птицин Д.С. в качестве швей, а Николаенко Ю.Л. - уборщика).
Оформление листков нетрудоспособности N 910136770356, N 910136768892, N 910136768444, N 910136556989, N 910136767433 и N 910136714571 произведено в связи с нахождением этих осужденных, как застрахованных лиц, на карантине, обусловленном контактом последних с лицом, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Осужденные Бойчевский С.Н., Устинов Ю.Н., Птицын Д.С., Дидко Л.А., Николаенко Ю.А., Илимбаев В.В., Ибрагимов У.М. в период с 14.07.2022 по 27.07.2022 были изолированы и находились под наблюдением медицинских работников филиала "Медицинская часть N 6" ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.
Правомерность введения карантина с учетом требований статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления государственного санитарного врача ФСИН России от 10.02.2022 N 651 "О введении дополнительных санитарно - противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления вр.и.о. главного государственного санитарного врач начальника филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России от 14.07.2022 N 47 "О введении дополнительных ограничительных мероприятий (карантин) в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области", Отделением под сомнение не ставилась.
Принимая во внимание, что не были выявлены отраженные в пунктах 10 и 10.1 Положения N 727 обстоятельства, препятствующие назначению пособия по временной нетрудоспособности рассматриваемым осужденным, апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу, что у Отделения не имелось оснований для признания необоснованной выдачи Учреждением электронных листков нетрудоспособности N 910136770356, 910136768892, 910136768444, 910136556989, 910136767433, 910136714571 и возложения на Учреждение обязанности возместить суммы оплаченного пособия этим по листкам нетрудоспособности (41 533 руб. 43 коп.).
В этой связи суд апелляционной инстанции законно и обоснованно отменил решение суда первой инстанции от 20.09.2023 и принял по делу новый судебный акт, которым признал оспариваемое решение Отделения от 17.03.2023 N НД-08-08/37728 неправомерным в части возврата Учреждением суммы оплаченного пособия по признанным как необоснованно выданным Учреждением листкам нетрудоспособности (в пределах заявленных требований).
Из постановления суда апелляционной инстанции не следует, что суд руководствовался исключительно статьей 5 Закона N 255-ФЗ и неправильно истолковал данную норму.
Доводы Отделения являются ошибочными и основаны на неправильном понимании норм материального права, без учета толкования общих (статья 4 Закона N 255-ФЗ) и специальных норм (пункты 4, 8, 10 и 10.1 Положения N 727, пункт 35 Порядка N 285) в их взаимосвязи.
Суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемый судебный принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы Отделения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А05-3687/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Судья |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что не были выявлены отраженные в пунктах 10 и 10.1 Положения N 727 обстоятельства, препятствующие назначению пособия по временной нетрудоспособности рассматриваемым осужденным, апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу, что у Отделения не имелось оснований для признания необоснованной выдачи Учреждением электронных листков нетрудоспособности N 910136770356, 910136768892, 910136768444, 910136556989, 910136767433, 910136714571 и возложения на Учреждение обязанности возместить суммы оплаченного пособия этим по листкам нетрудоспособности (41 533 руб. 43 коп.).
...
Из постановления суда апелляционной инстанции не следует, что суд руководствовался исключительно статьей 5 Закона N 255-ФЗ и неправильно истолковал данную норму.
Доводы Отделения являются ошибочными и основаны на неправильном понимании норм материального права, без учета толкования общих (статья 4 Закона N 255-ФЗ) и специальных норм (пункты 4, 8, 10 и 10.1 Положения N 727, пункт 35 Порядка N 285) в их взаимосвязи.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу N А05-3687/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2024 г. N Ф07-21445/23 по делу N А05-3687/2023