05 февраля 2024 г. |
Дело N А56-37011/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А. и Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Жамова А.Е. (доверенность от 27.12.2023 N 236), от товарищества собственников жилья "Изумруд" председателя Петрова О.С. (протокол от 22.05.2022 N 51), Якушиной С.С. (доверенность от 01.03.2022),
рассмотрев 29.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А56-37011/2022,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Изумруд", адрес: адрес: 193232, Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 22, корп. 5, ОГРН 1037825010706, ИНН 7811114548 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об обязании урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1185932-2022/ТКО (далее - Договор), изложив пункты 1.3, 3.4.3, 4.1, абзац первый пункта 2 приложения N 1 в редакции Товарищества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030; ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 23.05.2023 иск удовлетворен, разногласия, возникшие при заключении Договора, урегулированы; пункт 1.3 Договора изложен в предложенной региональным оператором редакции: "способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов"; пункт 3.4.3 - в редакции регионального оператора; пункт 4.1 - до 30.06.2022 применяется редакция, предложенная региональным оператором: "стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов"; с 01.07.2022 применяется редакция, предложенная Товариществом "учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО"; абзац первый пункта 2 приложения N 1 к Договору в редакции Товарищества: "периодичность для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства к качеству коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354"; с 01.10.2022 в приложении N 1 к Договору в таблице пункта 2 "информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним" в столбце "объем контейнера" указать "6", в столбце "тип контейнера" - "контейнер 6,0 куб. м".
Постановлением от 25.07.2023 апелляционный суд отменил решение от 23.05.2023; урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора N 1185932-2022/ТКО, изложив пункт 4.1. в следующей редакции: "учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО"; абзац 1.2 приложения N 1 к договору изложен в следующей редакции: "периодичность для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также техническими возможностями регионального оператора". В остальной части решение от 23.05.2023 оставил без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, и принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы суды не учли порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, предусмотренный Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156); не применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Товарищества возражали против ее удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.2023 производство по кассационной жалобе приостанавливалось до вынесения Верховным Судом Российской Федерации (далее - ВС РФ) итогового судебного акта по делам N А56-64923/2022, А56-66706/2022.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.2023 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Поскольку основания для приостановления производства по кассационной жалобе отпали, суд кассационной инстанции считает, что производство по жалобе подлежит возобновлению, а жалоба - рассмотрению в судебном заседании 29.01.2024.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Общество с 01.01.2022 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга от 02.09.2021 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
По заявке Товарищества, осуществляющего управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 22, корп. 5, региональный оператор выслал потребителю проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Товарищество направило 03.02.2022 в адрес Общества мотивированный отказ от подписания Договора в редакции регионального оператора, приложив протокол разногласий по пунктам 1.1, 1.3, 2.2, 3.1.1, 3.1.6, 3.2.1, 3.3.8, 3.3.9, 3.4.3, 4.1, 6.4, 9.7, пункту 2 Таблицы, абзацу первому пункта 2 приложения N 1 к Договору, пункту 3 Таблицы приложения N 2.
Обществом протокол разногласий подписан с протоколом согласования разногласий, в котором пункты 1.1, 3.1.1, 3.1.6, 3.2.1, 3.3.8, 3.3.9, пункт 2 Таблица приняты региональным оператором в редакции потребителя; 1.3, 2.2, 3.4.3, 4.1, 6.4, 9.7, абзац первый пункта 2 приложения N 1 к Договору, пункт 3 Таблицы, приложение N 2 - в редакции регионального оператора.
Наличие разногласий по условиям Договора послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования в соответствующей части, придя к выводу о том, что Товарищество, определяя способ коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, реализовало право на выбор одного из альтернативных способов учета объема ТКО для расчетов с региональным оператором.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в обжалуемой части, считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В данном случае из материалов дела не следует соблюдение Товариществом правил раздельного накопления ТКО, установленных Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022 N 371-р.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Принимая во внимание изложенное, пункт 4.1 Договора подлежал изложению в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО), следует признать несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи с обстоятельствами настоящего дела.
При этом суд кассационной инстанции также не соглашается с выводом апелляционного суда относительно возможности установления периодичности вывоза региональным оператором ТКО не только исходя из требований действующего законодательства, но и исходя из его технической возможности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Таким образом, абзац первый пункта 2 Приложения N 1 к договору правильно изложен судом первой инстанции в редакции потребителя, поскольку Общество должно обеспечить оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых Товариществу объемах, которые не могут быть поставлены в зависимость от технической возможности регионального оператора.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно отменил решение суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, отменяя принятые по делу судебные акты в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 договора от 30.12.2021 N 1185932-2022/ТКО, вынести новый судебный акт об отказе в исковых требованиях Товарищества в указанной части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 по делу N А56-37011/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 договора от 30.12.2021 N 1185932-2022/ТКО отменить.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
...
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 по делу N А56-37011/2022 отменить.
...
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2024 г. N Ф07-16396/23 по делу N А56-37011/2022