07 февраля 2024 г. |
Дело N А56-124696/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Степанкевич Е.В. (доверенность от 29.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Альянс" генерального директора Акацкой М.А (протокол от 05.11.2020 N 4),
рассмотрев 24.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу N А56-124696/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Киевская ул., д. 32, лит. Б пом. 11Н, ком. 8, ОГРН 1167847201246, ИНН 7811608716 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественный отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным решения Комитета от 20.10.2022 N 05-26-89138/22-0-6 об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007521:4214, площадью 9909 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, Киевская ул., зем. уч. 32б, а также об обязании Комитета осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи названного участка в трех экземплярах и направить подписанные проекты договора купли-продажи для подписания в Общество в срок не позднее 10 дней с момента принятия судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 03.05.2023 и постановление от 12.09.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает необоснованными выводы судов о незаконности оспариваемого решения.
По мнению Комитета, возложение на него обязанности подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка ограничивает компетенцию органа государственной власти по рассмотрению вопроса о выкупе земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником объекта недвижимости - единого недвижимого комплекса "Производственное предприятие по проведению испытаний опытных промышленных образцов электроремонтного оборудования" с кадастровым номером 78:14:0007521:4201 (далее - Комплекс).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в составе Комплекса учтены объекты, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 78:14:0007521:4214, площадью 9909 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, Киевская ул., зем. уч. 32б (далее - Участок).
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 14.09.2022 о предоставлении в собственность Участка в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ссылаясь на нахождение на Участке здания, входящего в состав принадлежащего ему Комплекса.
Комитет письмом от 20.10.2022 N 05-26-89138/22-0-6 отказал в выкупе Участка, сославшись на его расположение в границах территории, в отношении которой на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 26.04.2021 N1-11-155 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга осуществляет подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения "Транспортная развязка на пересечении Лиговского пр. и Воздухоплавательной ул. с подключением к существующей улично-дорожной сети".
Общество, полагая названное решение незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ при рассмотрении заявления о предоставлении участка уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие предусмотренных статьей 39.16 того же Кодекса оснований для отказа в предоставлении земельного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как следует из материалов дела, Участок испрашивался Обществом в порядке реализации им прав собственника объекта недвижимости, расположенного на Участке, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ.
В силу пунктов 6 и 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, в случаях, если испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В данном случае оспариваемое решение Комитета мотивировано изданием распоряжения КГА от 26.04.2021 N 1-11-155 об осуществлении подготовки документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения "Транспортная развязка на пересечении Лиговского пр. и Воздухоплавательной ул. с подключением к существующей улично-дорожной сети".
Как обоснованно отметили суды, сам по себе факт издания такого распоряжения о наличии предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении Участка не свидетельствует.
При этом суды учли, что распоряжением КГА от 23.01.2023 N 1-19-3 названное распоряжение от 26.04.2021 отменено в связи с истечением срока подготовки документации по планировке территории.
Сведений о наличии утвержденных документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории, предусматривающих, что Участок (или его часть) предназначены для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отнесении Участка числу земель, ограниченных в обороте или изъятых из такового, Комитетом вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены.
При таком положении, ввиду недоказанности наличия предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении Обществу в собственность Участка, суды правомерно признали оспариваемое решение Комитета не соответствующим требованиям названной нормы и удовлетворили заявление Общества.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в случае признания таких актов, решений незаконными должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств возложение на Комитет обязанности подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи Участка в порядке устранения нарушения прав заявителя соответствует положениям пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, определяющим перечень действий уполномоченного органа применительно к спорным отношениям.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 03.05.2023, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2023, в соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу N А56-124696/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 по делу N А56-124696/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2023.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведений о наличии утвержденных документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории, предусматривающих, что Участок (или его часть) предназначены для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отнесении Участка числу земель, ограниченных в обороте или изъятых из такового, Комитетом вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены.
При таком положении, ввиду недоказанности наличия предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении Обществу в собственность Участка, суды правомерно признали оспариваемое решение Комитета не соответствующим требованиям названной нормы и удовлетворили заявление Общества.
...
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств возложение на Комитет обязанности подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи Участка в порядке устранения нарушения прав заявителя соответствует положениям пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, определяющим перечень действий уполномоченного органа применительно к спорным отношениям.
...
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 по делу N А56-124696/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2023."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2024 г. N Ф07-20857/23 по делу N А56-124696/2022
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20857/2023
12.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21917/2023
03.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-124696/2022