13 февраля 2024 г. |
Дело N А56-103714/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" представителей Лунева Н.В. (доверенность от 09.01.2024 N 143), Кашиной А.А. (доверенность от 09.01.2024 N 139), от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" представителей Гутниковой А.М. (доверенность от 09.01.2024 N 01-01/2024), Андреянова П.В. (доверенность от 09.01.2024 N 02-01/2024),
рассмотрев 07.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А56-103714/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоноса, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", адрес: 188681, Ленинградская область, Всеволожский район, Свердловское городское поселение, промышленный район, Центральное отделение, дом 117, ОГРН 1117847214980, ИНН 7842453565 (далее - Учреждение, ГБУ ЛО "МФЦ"), 88 635,30 руб. задолженности за период с 01.03.2020 по 31.12.2020, образовавшейся в рамках исполнения обязательств по типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 17 464,56 руб. неустойки за период с 11.01.2021 по 27.02.2022 и 4183 руб. государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Ивангородское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188490, Ленинградская обл., г. Ивангород, ул. Гагарина, д. 10, ОГРН 1024701424670, ИНН 4721004471 (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023, исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащей оценки всем доводам Учреждения, в том числе тому обстоятельству, что согласно заключенному между Администрацией и Учреждением договору от 25.12.2015 N 403-Б безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда обязанность перед региональным оператором по оплате услуг по вывозу ТКО остается на Администрации. Как указывает Учреждение, в отсутствие в рассматриваемом периоде договора на оказание услуг по вывозу ТКО, заключенного с пользователем помещения, спорная задолженность подлежит взысканию с его собственника - Администрации.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2024 рассмотрение кассационной жалобы Учреждения отложено на 07.02.2024.
В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ленинградской области.
Общество 20.03.2019 в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разместило на своем сайте www.uko-lenobl.ru, а также в газете "Вести" (выпуск N 21 (4499)), предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В соответствии с заключенным 24.04.2018 с Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ленинградской области и дополнительным соглашением к нему от 20.12.2018 N 1 Общество должно было приступить к организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Кингисеппского района Ленинградской области не позднее 01.11.2019.
ГБУ ЛО "МФЦ" осуществляет свою деятельность через структурные подразделения, расположенные в районах Ленинградской области.
В частности, Кингисеппский филиал ГБУ ЛО "МФЦ" занимает нежилое помещение первого этажа многоквартирного жилого дома по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, г. Ивангород, ул. Текстильщиков, д. 7. Указанное помещение Учреждению предоставлено Администрацией (собственником) по договору от 25.12.2015 N 403-Б безвозмездного пользования объектом муниципального нежилого фонда (далее - договор безвозмездного пользования).
Общество в 2020 году оказало услуги по вывозу ТКО с контейнерных площадок, расположенных в городе Ивангороде Кингисеппского района Ленинградской области. Полагая, что услуга в период с 01.03.2020 по 31.12.2020 по вывозу ТКО, образованных на объекте муниципального нежилого фонда по указанному адресу, на условиях типового договора оказана Учреждению, которое эту услугу не оплатило, Общество в адрес ГБУ ЛО "МФЦ" направило претензию от 01.09.2022 N УК-19120-9/22 с требованием уплатить образовавшуюся задолженность в сумме 88 635,30 руб.
Оставление Учреждением указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды двух инстанций иск удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает их подлежащими отмене на основании следующего.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен разделом I (1) Правил N 1156 (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил).
Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, такая презумпция может быть опровергнута заключением договора между арендатором (пользователем, владельцем) нежилого помещения и региональным оператором или уведомлением регионального оператора о передаче собственником объекта недвижимости принадлежащего ему здания в аренду (пользование, владение).
То обстоятельство, что между Учреждением и Обществом договор на оказание услуг по обращению с ТКО по адресу нахождения Кингисеппского филиала ГБУ ЛО "МФЦ" на 2020 год не заключался, установлено судами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Не опровергает указанную презумпцию и договор N 14617БН-2/02-21/69-М (без даты) на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный между Обществом и Учреждением.
Как следует из пункта 8 названного договора, его действие распространяется на правоотношения сторон по фактическому оказанию услуг с 01.01.2021 по 31.12.2021. В пункте 7 Приложения N 1 к договору, содержащего перечень мест накопления ТКО (оказания услуг), указан адрес размещения Кингисеппского филиала ГБУ ЛО "МФЦ". Услуги по указанному договору оплачены Учреждением в полном объеме и не находятся в споре.
Доказательств того, что до заключения договора N 14617БН-2/02-21/69-М в адрес Общества были направлены соответствующая заявка Учреждения или уведомление Администрации о передаче помещения в пользование ГБУ ЛО "МФЦ", в материалах дела не имеется.
В таком случае типовой договор на вывоз ТКО в отношении спорного объекта образования отходов в 2020 году считается заключенным с собственником указанного помещения (Администрацией).
Вывод судов о наличии в 2020 году между Учреждением и Обществом фактических договорных отношений, регулируемых условиями типового договора, не подтверждается материалами настоящего дела.
Напротив, как следует из заключенного между Обществом и Учреждением договора от 12.02.2020 N 2010БН-1/01-20/106-М на оказание услуг по обращению с ТКО, действовавшего до 31.12.2020, спорный объект образования отходов (Кингисеппский филиал ГБУ ЛО "МФЦ") не указан в приложении N 1 к договору и не включен в перечень адресов места накопления ТКО (12 адресов в районах Ленинградской области: Выборгский, Лужский, Волховский, Гатчинский, Киришский, Кировский, Сланцевский, Тосненский), в отношении которых оказывались услуги по их вывозу.
По мнению судов, заключенный между ГБУ ЛО "МФЦ" (ссудополучателем) и Администрацией (балансодержателем) договор от 22.01.2020 N 21-М (далее - договор N 21-М) является свидетельством того, что в 2020 году между Учреждением и Обществом в отношении спорного объекта возникли взаимоотношения, регулируемые условиями типового договора.
Указанный довод судов является ошибочным, поскольку названный договор не регулирует спорные правоотношения. Согласно пункту 1 договора N 21-М балансодержатель (Администрация) принимает на себя обязательства по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества дома, в котором расположено нежилое помещение, переданное по договору безвозмездного пользования, а ссудополучатель (ГБУ ЛО "МФЦ") обязуется возмещать понесенные балансодержателем затраты.
Таким образом, вопреки утверждению судов, договор N 21-М не изменяет и не может изменять взаимоотношения Учреждения и Общества в части оказания услуг по вывозу ТКО.
Общество в отзыве на кассационную жалобу приводит довод о том, что ввиду наличия переписки между Учреждением и Обществом договор на оказание спорных услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора в силу пунктов 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Между тем доказательства по данному утверждению в материалах дела отсутствуют. Из представленной переписки между Учреждением и Обществом, датированной ноябрем и декабрем 2020 года, усматривается, что стороны согласовывали условия договора, заключаемого на 2021 год, с включением дополнительного адреса места образования ТКО - Кингисеппского филиала ГБУ ЛО "МФЦ" (т. 1, л. д. 30).
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, отменяя принятые по делу судебные акты, вынести новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В связи с принятием настоящего постановления и окончанием производства по кассационной жалобе приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2023 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2023, подлежит отмене согласно части 4 статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А56-103714/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" отказать.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2023 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А56-103714/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2023.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен разделом I (1) Правил N 1156 (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил).
Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
...
Общество в отзыве на кассационную жалобу приводит довод о том, что ввиду наличия переписки между Учреждением и Обществом договор на оказание спорных услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора в силу пунктов 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2024 г. N Ф07-19530/23 по делу N А56-103714/2022
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19530/2023
11.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21964/2023
15.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-103714/2022