14 февраля 2024 г. |
Дело N А56-117991/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Шлоссер Т.А. (доверенность от 09.01.2024), от Министерства обороны Российской Федерации Шлоссер Т.А. (доверенность от 27.03.2023),
рассмотрев 14.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу N А56-117991/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Благополучие", адрес: 184421, Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт Никель, Гвардейский пр., д. 33, ОГРН 1165190062399, ИНН 5105011577 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 2 269 308 руб. 92 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября 2020 по июнь 2022 года.
Определением от 25.04.2023 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, корп. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Управление).
После уточнения исковых требований Общество просило взыскать с Учреждения 2 209 034 руб. 05 коп., либо с Учреждения 1 509 632 руб. 30 коп. задолженности, с Управления - 699 401 руб. 75 коп. задолженности.
При недостаточности денежных средств у Учреждения и Управления Общество просило взыскать указанную задолженность субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением суда от 24.08.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023, иск удовлетворен: с Учреждения и субсидиарно с Министерства в пользу Общества взыскано 1 509 632 руб. 30 коп. задолженности, с Управления и субсидиарно с Министерства - 699 401 руб. 75 коп. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просят отменить решение и постановление, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателей жалобы, в отсутствие заключенного с истцом государственного контракта, являющегося обязательным условием для стороны, финансируемой за счет средств федерального бюджета, у Учреждения не возникло обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Учреждение и Министерство считают, что иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, поскольку обязанность по содержанию спорного имущества возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Общество и Управление надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в период с сентября 2020 по июнь 2022 года управляло многоквартирными домами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 по Нижней ул. и многоквартирными домами 1, 2, 3, 4, 5, 6 по Верхней ул. в н.п. Луостари Печенгского р-на Мурманской обл. (далее - многоквартирные дома).
Ссылаясь на оказание жилищно-коммунальных услуг в отношении находящихся в оперативном управлении Учреждения жилых помещений, расположенных в указанных многоквартирных домах, истец направил Учреждению претензию от 11.08.2022 N 126 с требованием оплатить 2 257 842 руб. 93 коп. задолженности.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием настоящего иска.
Возражая на требование, Учреждение указало, что во исполнение приказов директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2021 N 2784 и от 29.10.2021 N 3574 спорные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за Управлением и переданы ему по актам приема-передачи от 28.10.2021 и от 22.12.2021.
В отзыве на иск Управление подтвердило, что с 2022 года владеет на праве оперативного управления рядом жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
Суд первой инстанции, исходя из периодов правообладания каждым из ответчиков спорными жилыми помещениями, удовлетворил требования Общества о взыскания спорной задолженности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Управление судебные акты не обжалует.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, установлена статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести все расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
Факт того, что спорные жилые помещения до 2022 года принадлежали Учреждению на праве оперативного управления, установлен судами первой и апелляционной инстанций и ответчиками не оспаривается. Доказательства того, что жилые помещения в спорный период были заселены, в дело не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно Учреждение и Министерство являются надлежащими ответчиками по делу в части взыскания 1 509 632 руб. 30 коп. задолженности.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации не может являться ответчиком по настоящему делу, так как оно не владеет спорными жилыми помещениями.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, в том числе сведения из Единого государственного реестра недвижимости, справки по лицевым счетам, приняв во внимание отсутствие доказательств исполнения Учреждением обязанности по внесению платы за услуги, оказанные Обществом в спорный период, суды признали правомерным требование истца о взыскании с Учреждения 1 509 632 руб. 30 коп. задолженности.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что у Учреждения не возникла обязанность по оплате коммунальных услуг ввиду отсутствия заключенного сторонами государственного контракта, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта. Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы на содержание.
Таким образом, ответчики в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязаны нести расходы по оплате коммунальных услуг в отношении спорных помещений.
Поскольку нормы материального права, регулирующие отношения сторон, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу N А56-117991/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта. Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы на содержание.
Таким образом, ответчики в силу статей 210 и 296 ГК РФ обязаны нести расходы по оплате коммунальных услуг в отношении спорных помещений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2024 г. N Ф07-21773/23 по делу N А56-117991/2022
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21773/2023
09.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32484/2023
24.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117991/2022