15 февраля 2024 г. |
Дело N А26-2882/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 14.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А26-2882/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Приоритет", адрес: 115114, Москва, Дербеневская наб., д. 7, стр. 2, пом. I ком. 2 каб. 5 оф. 505, ОГРН 1137746551678, ИНН 7719849163 (далее - ООО "Приоритет", Общество), 666 450,71 руб. арендной платы по сроку оплаты на 15.02.2023 согласно договору аренды лесного участка от 07.12.2007 N 128-з (далее - Договор), 5567,71 руб. пеней, начисленных за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 16.02.2023 по 28.03.2023.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.07.2023 иск удовлетворен.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, установив наличие предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловного основания для отмены решения от 21.07.2023, руководствуясь положениями части 6.1 статьи 268 того же Кодекса, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, о чем вынес соответствующее определение от 11.10.2023.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, Министерство неправомерно рассчитало размер арендной платы по сроку 15.02.2023 по средней ставке за 1 кбм по лесным хозяйствам исходя из выписки лесных деклараций за 2022 год. Как указывает Общество расчет платежей должен осуществляться исходя из сведений текущего 2023 года; поскольку по состоянию на 15.02.2023 Общество произвело оплату из расчета 15% от 100% размера арендной платы за изъятый объем древесины в текущем году, то у ответчика отсутствует взыскиваемая задолженность. Общество считает незаконным взыскание платы за неизъятый объем древесины (14100 кбм).
Податель жалобы расценивает приложение N 4 к Договору как необязательное к исполнению, не соответствующее условиям лесного конкурса (протокол торгов от 08.11.2006 N 139) и пунктов 2.1, 2.2 и 2.3 Договора, и обращает внимание на то, что за период с 2008 по 2023 Общество не подписывало приложение N 4 к Договору и не вносило арендные платежи в размере, указанном в этом приложении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность постановления от 29.11.2023 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, отношения сторон регулируются Договором, по условиям которого Обществу (арендатору) с целью заготовки древесины во временное пользование (аренду) с 05.12.2006 по 06.12.2031 передан лесной участок площадью 7837 га, находящийся на территории Республика Карелия, Деревянского лесничества Прионежского центрального лесничества.
Согласно пункту 1.4 Договора лесной участок передан арендатору для использования в целях и объеме согласно приложению N 3 к Договору.
В соответствии с пунктом 3.4.10 Договора арендатор обязан полностью осваивать установленный материалами лесоустройства и/или проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку), в начальный период освоения в 2007 не менее 10% расчетной лесосеки, в 2008 году не менее 15% расчетной лесосеки, в 2009 году не менее 15% расчетной лесосеки, в дальнейшем 100 % расчетной лесосеки.
В пункте 2.1 Договора установлено, что для определения размера арендной платы учитывается вид использования лесов, размер участка, годовой размер лесопользования на арендуемом лесном участке, действующие ставки платы за данный вид использования лесов и повышающий конкурсный коэффициент в размере 1.4, установленный конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 2.2 Договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. Арендная плата должна быть внесена за установленный объем лесопользования за истекший год до 31 декабря текущего года (пункт 2.3 Договора).
Министерство письмом от 31.01.2023 N 286 направило Обществу приложение N 4 к Договору, содержащее следующие положения.
"Ежегодный объем использования лесов согласно приложению N 3 к Договору составляет 14 100 куб. м.
Уточнение размера арендной платы производится:
- на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310);
- в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем меньший, чем установленный Договором ежегодный объем использования лесов, арендная плата за незаявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается исходя из средних ставок за 1 куб. м по хозяйствам за 2023 год.
Окончательный расчет производится по состоянию на 21 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора лесного участка извещением.
Расчет арендной платы произведен по средней ставке за 1 куб. м, сложившейся на 01.01.2023 с учетом конкурсного коэффициента, установленного по результатам лесного конкурса и коэффициента индексации (3), установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (ранее применялся коэффициент 2,83)."
Также в приложении N 4 к Договору Министерство отразило расчет арендной платы на 2023, общая сумма которой с учетом показателей планируемого изъятия древесины и его фактического изъятия (по видам древесины) составила 4 405 874 руб., а по сроку платежа 15.02.2023 - 660 883 руб. (15 % от общей суммы).
Министерство, установив отсутствие уплаты арендных платежей по сроку 15.02.20023, письмом от 22.02.2023 N 452 направило в адрес Общества претензию с требованием уплатить образовавшуюся задолженность в сумме 660 883 руб.
Оставление Обществом указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск Министерства.
Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отменил решение суда первой инстанции, и также удовлетворил исковые требования Министерства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества неподлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Как указывалось выше, разделом 2 Договора установлено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4.
Апелляционный суд, отклоняя довод Общества о наличии у него обязанности по уплате арендных платежей только исходя из объемов фактически изъятой древесины, обоснованно указал, что в силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009, при этом согласно пункту 10 порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природы Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, установлен запрет при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
Оценив условия Договора, апелляционная инстанция справедливо отметила, что арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный среднегодовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем. Обязанность по внесению арендной платы возлагается на арендатора в связи не с фактически изъятым объемом древесины, а в связи с объемом, установленным к изъятию согласно проекту освоения лесов. Таким образом, недоосвоение арендатором расчетной лесосеки не освобождает ответчика от обязанности по своевременному внесению арендной платы в полном объеме за использование лесного участка в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Договора.
Арендатор, принимая решение об участии в лесном конкурсе по передаче в аренду участка лесного фонда и подписывая договор аренды лесного участка, был ознакомлен и согласен с методикой и порядком расчета арендной платы за арендуемый лесной участок. Неподписание ответчиком приложения N 4 к Договору не освобождает его от обязанности внесения арендной платы в установленные Договором сроки и в размере, определяемом Министерством исходя из минимальных ставок, установленных Постановлением N 310, повышающего коэффициента, установленного по результатам торгов, размера участка и вида пользования лесов применительно к расчетной лесосеке, используемой Обществом в соответствии с проектом освоения лесов. Подробный расчет спорной суммы арендной платы приведен Министерством в представленном пояснении.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, апелляционный суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 660 883 руб. арендных платежей по сроку платежа на 15.02.2023, а также 5567,71 руб. пеней, начисленных за несвоевременное внесение арендной платы за период с 16.02.2023 по 28.03.2023 (всего 666 450,71 руб.).
Доводы, приведенные ООО "Приоритет" в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении апелляционным судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А26-2882/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд, отклоняя довод Общества о наличии у него обязанности по уплате арендных платежей только исходя из объемов фактически изъятой древесины, обоснованно указал, что в силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009, при этом согласно пункту 10 порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природы Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, установлен запрет при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2024 г. N Ф07-341/24 по делу N А26-2882/2023