15 февраля 2024 г. |
Дело N А66-4788/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 14.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Рамешковская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А66-4788/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Рамешковская центральная районная больница" (ОГРН 1026901663172, ИНН 6936004965; 171400, Тверская область, поселок городского типа Рамешки, улица Пионерская, дом 1; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области (ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24; далее - фонд, ТФОМС) о признании недействительными акта внеплановой тематической проверки от 28.03.2023 и требования от 28.03.2023 N 30 в части требования о возврате в бюджет фонда денежных средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в сумме 2 491 124 руб. 40 коп., а также штрафа в сумме 249 112 руб. 44 коп.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2023 требования учреждения удовлетворены частично. Признаны недействительными акт внеплановой тематической проверки от 28.03.2023 и требование от 28.03.2023 N 30 в части требования об уплате штрафа в сумме 221 201 руб. 20 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. С фонда в пользу учреждения взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 09.11.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, нецелевого расходования средств ОМС не допущено, поскольку Учреждение получало средства на финансирование фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАПы) и исполняло предыдущие требования по восстановлению необоснованно полученных средств ОМС, механизм возврата необоснованно полученных средств ОМС законодательно не определен, возврат необоснованно полученных средств осуществлен Учреждением в тот же источник, из которого они были получены. Кроме того, судами не принято во внимание, что требование Фонда о возврате денежных средств за счет собственных средств медицинской организации не соответствует нормам права, поскольку понятие собственных средств медицинской организации законодательно не определено.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения в период с 17.03.2023 по 28.03.2023 проведена внеплановая тематическая проверка за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 на предмет использования средств ОМС.
Результаты проверки отражены в акте внеплановой тематической проверки от 28.03.2023, согласно которому установлено следующее.
По результатам ранее проведенной в отношении учреждения плановой комплексной проверки использования средств ОМС, проведенной в период с 08.11.2021 по 14.12.2021 за период с 01.11.2019 по 31.10.2021 (акт проверки от 14.12.2021) выявлен факт нецелевого использования средств ОМС в размере 1 468 816,60 руб. (необоснованно полученные средства ОМС, направленные на финансовое обеспечение ФАПов, дифференцированных по численности обслуживаемого населения, при отсутствии укомплектованности медицинскими работниками).
Фондом выставлено требование от 14.12.2021 N 51 на восстановление средств ОМС в фонде на общую сумму 1 633 542,38 руб.
Учреждение в течение 2022 года по платежным поручениям от 02.02.202022 N 80, от 28.02.2022 N 520, от 29.03.2022 N 1079, от 06.04.2022 N 1166, от 27.04.2022 N 1659, от 30.05.2022 N 5523, от 27.06.2022 N 2576, от 29.07.2022 N 3181, от 29.08.2022 N 3942, от 26.09.2022 N 4306, от 24.10.2022 N 4845, от 30.11.2022 N 5674, от 30.11.2022 N 5701 осуществило восстановление необоснованно полученных средств ОМС в сумме 1 468 816,60 руб. за счет средств ОМС, что расценено фондом как их нецелевое использование: медицинская организация направила средства ОМС на расходы, не связанные с реализацией территориальной программы ОМС.
Аналогичное нарушение также выявлено в ходе внеплановой тематической проверки использования средств ОМС, проведенной фондом в отношении учреждения в период с 19.12.2022 по 22.12.2022 за период с 01.10.2021 по 16.12.2022 (акт проверки от 22.12.2022).
Сумма необоснованно полученных и подлежащих восстановлению денежных средств составила 1 222 307,80 руб.
Фондом выставлено требование от 22.12.2022 N 57 на восстановление средств ОМС в фонде на указанную сумму.
Учреждение по платежному поручению от 26.12.2022 N 6493 осуществило восстановление необоснованно полученных средств ОМС в сумме 1 022 307,80 руб. за счет средств ОМС. Таким образом, фондом установлено, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинской организацией за счет средств ОМС осуществлено восстановление нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 2 491 124,40 руб.
В акте от 28.03.2023 учреждению предложено перечислить указанную сумму на счет фонда за счет собственных средств, а также начисленный на основании части статьи 39 Закона N 326-ФЗ штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств - 249 112,44 руб.
На указанные суммы выставлено требование от 28.03.2023 N 30.
Не согласившись с указанными актом и требованием, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, уменьшив размер штрафа в 10 раз.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 147 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Как следует из материалов дела, спорная внеплановая тематическая проверка проведена с целью исполнения результатов ранее проведенных проверок соблюдения законодательства об ОМС и использовании средств ОМС.
Обязанность по перечислению денежных средств возникла у учреждения из ранее проведенных проверок использования средств ОМС (требования от 14.12.2021 N 51, от 22.12.2022 N 57).
Результаты предыдущих проверок заявителем не оспаривались.
Правомерность выводов фонда в части отсутствия оснований для получения учреждением средств ОМС на финансовое обеспечение ФАПов, дифференцированных по численности обслуживаемого населения, при отсутствии укомплектованности указанных пунктов медицинскими работниками, заявителем также не оспаривалась.
В ходе спорной проверки выявлено нарушение учреждением целевого использования средств ОМС, заключающееся в возврате средств, использованных не по целевому назначению, выставленных по результатам ранее проведенных проверок, за счет полученных в более поздние периоды средств ОМС, что является их нецелевым использованием, допущенным в 2022 году.
По мнению подателя жалобы, необоснованно полученные денежные средства не использованы им на какие-либо цели, а возвращены фонду, в связи с этим факт нарушения отсутствует. При этом Учреждение ссылается на отсутствие в законодательстве нормы, обязывающей производить возврат средств ОМС за счет собственных средств медицинской организации, считает допустимым восстановление нецелевого использования за счет средств ОМС, поступивших в последующем периоде, поскольку законодательно оно не запрещено.
Данные доводы Учреждения рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом следующего.
Возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и использованных не по целевому назначению, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, не имеющих целевого назначения.
Поскольку в тариф на оплату медицинской помощи не включены расходы по восстановлению средств ОМС, необоснованно полученных в предыдущие периоды, суды обеих инстанций обоснованно указали, что средства ОМС, полученные учреждением в проверяемом периоде, не могли быть использованы на указанные цели.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств нецелевого расходования денежных средств опровергаются представленными в материалы дела платежными поручениями, согласно которым денежные средства перечислены учреждением за счет средств ОМС, а также проанализированными судами данными о движении средств ОМС, содержащимися в Формах N 14-Ф.
В рассматриваемом случае Учреждение восстановило указанные суммы за счет средств ОМС, что не входит в структуру тарифа ОМС, а, следовательно, вновь является нецелевым использованием средств ОМС.
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку в силу требований Закона N 326-ФЗ средства ОМС могут использоваться медицинской организацией с учетом структуры тарифа на оплату медицинской помощи по программам ОМС, в которую восстановление средств, использованных нецелевым образом, не включено.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций верно указали, что Учреждение при перечислении указанных платежей допустило расходование денежных средств ОМС на цели, не предусмотренные структурой тарифа и тарифным соглашением, а именно: на восстановление нецелевого использования средств ОМС, выявленного ранее.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А66-4788/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Рамешковская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
...
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку в силу требований Закона N 326-ФЗ средства ОМС могут использоваться медицинской организацией с учетом структуры тарифа на оплату медицинской помощи по программам ОМС, в которую восстановление средств, использованных нецелевым образом, не включено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2024 г. N Ф07-21750/23 по делу N А66-4788/2023