20 февраля 2024 г. |
Дело N А66-3818/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,
рассмотрев 12.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А66-3818/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "У Тура", адрес: 170028, город Тверь, площадь Терешковой, дом 47/27, ОГРН 1096952010022, ИНН 6950102330 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, адрес: 170100, город Тверь, Студенческий переулок, дом 28, ОГРН 1136900001479, ИНН 6950981521 (далее - Фонд), об обязании провести капитальный ремонт индивидуального теплового пункта (ИТП) и установить общедомовой узел учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ) в многоквартирном доме 9 корпус 1 по Гвардейской улице в городе Твери (далее - МКД) до начала отопительного сезона 2022-2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тихомиров Михаил Константинович, ООО "Кап.ремонт-строй", адрес: 170001, город Тверь, территория двор Пролетарки, дом 92, ОГРН 1136952017487, ИНН 6950172993; ООО "Высота ТСК", адрес: 170039, город Тверь, проезд Стеклопластик, дом 5, ОГРН 1106952011870, ИНН 6952024888; ООО "ПромГражданПроект", адрес: 170008, город Тверь, Озерная улица, дом 2, помещение 2, ОГРН 1026900580871, ИНН 6905082890; Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, адрес: 170100, город Тверь, Московская улица, дом 24, корпус 1, ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988 (далее - Департамент ЖКХ), Правительство Тверской области, адрес: 170100, город Тверь, площадь Святого благоверного князя Михаила Тверского, дом 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; муниципальное казенное учреждение города Твери "Управление муниципальным жилищным фондом", адрес: 170034, город Тверь, улица Ерофеева, дом 5, ОГРН 1116952002727, ИНН 6950129500 (далее - Учреждение); Прокуратура Тверской области, адрес: 170100, город Тверь, Симеоновская улица, дом 27, ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Податель кассационной жалобы указывает следующее: суды не учли, что акт от 12.07.2019 N 1 о приемке выполненных работ по договору от 13.02.2019 N СМР-058/18 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области (далее - Договор N СМР-058/18), заключенному Фондом и ООО "Кап.ремонт-строй", подписан всеми участниками комиссии (Фондом, ООО "Кап.ремонт-строй", представителями от собственников помещений МКД, ООО "Высота ТСК", Учреждением) без замечаний; из акта осмотра от 30.05.2022 следует невозможность установки приборов учета в МКД без реконструкции теплового узла, следовательно, требования истца исполнить невозможно; суды не исследовали доводы ответчика и представленные им доказательства.
В отзыве Правительство Тверской области просит удовлетворить кассационную жалобу Фонда и отказать в удовлетворении исковых требований Общества.
Департамент ЖКХ согласен с принятыми судебными актами по делу и считает их законными и обоснованными.
Правительство Тверской области и Департамент ЖКХ просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие их представителей.
Остальные стороны и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление МКД.
Постановлением администрации города Твери от 31.03.2016 N 561 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год (далее - краткосрочный план на 2016 года), в который включен МКД по видам работ капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Статьей 18 Закона Тверской области от 28.06.2013 N 43-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" (далее - Закон N 43-ЗО) установлен перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, включающий в себя, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Кроме этого, МКД включен в краткосрочный план реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 N 209-пп (далее - региональный краткосрочный план на 2016 год).
Форма краткосрочного плана реализации региональной программы утверждена приложением N 3 к постановлению Правительства Тверской области от 24.03.2015 N 125-пп "О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 22.04.2014 N 210-пп" (далее - Порядок N 125-пп).
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 01.07.2014 N 315-пп "Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2016 годы" размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения и установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии) рассчитаны отдельно по каждому виду работ. Предельная стоимость работ по ремонту ИТП не установлена.
Постановлением Правительства Тверской области от 05.07.2017 N 218-пп (далее - Постановление N 218-пп) утверждены Требования к составу работ и применяемым материалам при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на счете регионального оператора исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии с которыми в состав работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения входит, в том числе установка, ремонт или замена в комплексе оборудования ИТП; замена отопительных приборов в местах общего пользования; установка ОДПУ.
Постановлением Правительства Тверской области от 08.02.2019 N 54-пп в Постановление N 218-пп внесены изменения, в том числе наименование работ по капитальному ремонту "Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения" заменено на "Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования ИТП и при наличии повысительных насосных установок".
Решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленным протоколом от 29.02.2016, утвержден перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД: ремонт внутридомовых инженерных систем тепла, водоснабжения, водоотведения, установка коллективных приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды).
В соответствии с актом от 15.08.2016 N 150-16/140-2 обследования системы отопления МКД ИТП требует проведения ремонта и установки теплового счетчика.
Письмами от 03.04.2018 N 2302/2018 и 03.04.2018 N 2301/2018 Фонд уведомил Департамент ЖКХ о необходимости внесения изменений в краткосрочный план на 2016 год, в том числе в отношении стоимости капитального ремонта системы теплоснабжения МКД.
В связи с увеличением стоимости проектно-сметной документации стоимость капитального ремонта системы теплоснабжения МКД составила 2 108 274 руб.
На общем собрании собственников помещений МКД 04.04.2018 принято решение об утверждении стоимости капитального ремонта системы теплоснабжения в размере 2 108 274 руб.
В муниципальный краткосрочный план на 2016 год внесены соответствующие изменения (постановление администрации города Твери от 27.03.2019 N 320).
При этом в региональный краткосрочный план на 2016 год Правительством Тверской области данные изменения не внесены.
В муниципальном краткосрочном плане на 2017 - 2019 годы в разделе незавершенных работ в 2016 году в отношении МКД указано на стоимость капитального ремонта системы теплоснабжения в размере 2 108 274 руб., на основании письма Фонда от 03.12.2018 N 9869/2018 о выполненных капитальных ремонтах, вид работ - капитальный ремонт ГВС исключен из раздела незавершенных работ.
Фонд (заказчик) и ООО "Кап.ремонт-строй" (подрядчик) по результатам электронного аукциона заключили Договор N СМР-058/18, по условиям которого заказчик поручил, а подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по объектам, указанным в приложении N 1 к данному договору.
В приложении 3 к Договору N СМР-058/18 стороны согласовали вид работ "Ремонт систем теплоснабжения" в отношении МКД.
При исполнении Договора N СМР-058/18 стороны договорились не монтировать узел коммерческого учета тепловой энергии, делать только капитальный ремонт системы теплоснабжения согласно условиям договора.
Акт от 12.07.2019 о приемке выполненных работ с учетом протокола разногласий к Договору N СМР-058/18 подписан Фондом, ООО "Кап.ремонт-строй", представителями собственников помещений МКД, администрации муниципального образования города Тверь, строительного контроля.
Письмом от 14.04.2020 N 1782/2020 Фонд направил в адрес Департамента ЖКХ перечень многоквартирных домов, в которых не выполнен капитальный ремонт общего имущества по краткосрочным планам 2015-2019 годов, МКД в указанный перечень не включен; по информации Фонда МКД числился как дом, в котором в полном объеме выполнен капитальный ремонт по краткосрочным планам 2015-2019 годов.
Представленная Фондом информация о выполнении в отношении МКД работ по капитальному ремонту учтена Департаментом ЖКХ при формировании муниципального краткосрочного плана на 2020-2022 годы, в связи с чем МКД не включен в раздел незавершенных работ.
Так как в МКД при выполнении капитального ремонта не отремонтирован ИТП и не установлен ОДПУ Общество после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора обратилось в суд с иском.
Установив, что Фонд является лицом, ответственным за проведение капитального ремонта МКД, капитальный ремонт МКД проведен не в полном объеме, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 6 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Являясь управляющей организацией МКД, Общество обязано принять необходимые меры по вводу в эксплуатацию в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета поставляемых ресурсов.
Суды установили, что в отношении МКД принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на счете регионального оператора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МКД включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области; стоимость работ по ремонту ИТП входит в стоимость работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения МКД.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 166 ЖК РФ услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 этой статьи, определяются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных этим кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 178 ЖК РФ).
Функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные этим кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта (часть 1 статьи 182 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В соответствии с частью 6 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 178 ЖК РФ).
Как установили суды при рассмотрении дела, Фонд по электронной почте 06.12.2019 и 09.12.2020 представил Департаменту ЖКХ информацию о выполненном капитальном ремонте многоквартирных домов в 2018 - 2019 годах, согласно которой капитальный ремонт системы теплоснабжения МКД завершен 12.07.2019.
В связи с данным обстоятельством в краткосрочном плане на 2020 - 2022 годы, утвержденном постановлением администрации города Твери от 22.05.2020, МКД отсутствует в разделе незавершенных работ.
Из изложенного следует, что в результате проведенного капитального ремонта в МКД не осуществлен ремонт ИТП, не установлен ОДПУ, таким образом, капитальный ремонт осуществлен не в полном объеме.
Довод кассационной жалобы о том, что акт от 12.07.2019 N 1 о приемке выполненных работ по Договору N СМР-058/18 подписан всеми участниками комиссии, кассационный суд отклоняет, так как в силу приведенных норм лицом, ответственным за надлежащее проведение капитального ремонта, является Фонд.
Факт проведения капитального ремонта в МКД не в полном объеме судами установлен и подателем кассационной жалобы не опровергнут.
В силу изложенного суды пришли к правомерному выводу об обоснованности требований Общества и удовлетворили иск.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, а лишь выражают несогласие подателя жалобы с ними.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А66-3818/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В соответствии с частью 6 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 178 ЖК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2024 г. N Ф07-20038/23 по делу N А66-3818/2022